Магазин: Корзина
КАТАЛОГ МЕРОПРИЯТИЙ:
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
КОНКУРСЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Мы в соцсетях!
 
ОЗОРНОЕ ЛЕТО
Мы со спортом дружим
Новый горизонт
Публикации
Педагогика творчества
Лучшая вариативная учебная программа
"Вдохновение"
NEV! "Оч.Умелые руки"
NEV! Мой любимый питомец
NEV! "Пластилиновое чудо"

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

"Творческие способности формируются в труде"

12 мая 2018 г.

Калинина Наталья Михайловна, учитель технологии, КГУ " Школа-лицей"№11 акимата г. Усть-Каменогорска, Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г. Усть-Каменогорск.

"Творческие способности формируются в труде".

"Творческие способности формируются в труде".

Воспитанницам Смольного института благородных девиц, наряду с другими чисто научными дисциплинами преподавали домоводство. Девушки из дворянских семей подробно изучали все азы женских премудростей - от вышивки носовых платков, до ухода за младенцами.

Целью предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной жизни. Но в отличие от ранее действовавшей системы трудового обучения основной упор делается не на копирование действий за учителем, не на формирование простого исполнения, а на творческое развитие личности учащихся. Они должны не просто усвоить определенную сумму политехнических знаний, но и научится находить объекты их практического применения. В области обработки и преобразования различных материалов, энергий и информации.

В школе я работаю уже тридцать лет, анализ накопленного опыта убеждает меня в том, что на уроках труда, прежде всего, необходимо воспитывать человека- творца. Жизнь показывает, что быстрее находят путь к профессии, отвечающей личным склонностям, легче адаптируются в производственных условиях те выпускники, у которых еще в школе были сформированы творческие способности.

В результате многочисленных экспериментов ученые пришли к выводу, что обучение лишь тогда активизирует умственную деятельность учащихся и побуждает их к творчеству, когда перед ними ставят определенные проблемы.

Каковы же основные условия активизации деятельности учащихся на уроках труда? У Плутарха есть притча о работниках, которые везли тачки с камнями. Работников было трое. К ним подошел человек и задал каждому один и тот же вопрос:

- Чем занимаетесь?

Первый ответил: - Везу эту проклятую тачку.

Второй сказал:- зарабатываю себе на хлеб.

Третий с воодушевлением произнес: - строю прекрасный храм.

А ведь они выполняли одну и ту же работу, но думали о ней, а, следовательно, и делали ее по- разному. Это наводит на мысль о том, что подростки должны осознавать полезность своей работы. Жизнь убеждает, что наличие интереса к тому или иному виду деятельности обеспечивает большую активность учащихся. Для того что бы избежать ситуаций когда на уроке многое преподносится в готовом виде, задания выполняются по продуманной учителем схеме и учащимся нет нужды проявлять элементы творчества, при составлении поурочных планов я стала искать проблемные ситуации, которые способствовали бы развитию мыслительной деятельности учащихся. Особенно активизирует творческую активность девочек постановка такой проблемной ситуации, для решения которой требуется напряженная работа мысли по анализу и сопоставлению фактов и явлений, изученных ранее, а также самостоятельная работа по отысканию недостающих сведений.

Так на примере занятий в 9 классах по теме « Работа с журналом мод. Нанесение линий фасона на основу выкройки», я подчеркиваю, что для правильного использования журнала необходимо хорошо усвоить чертеж основы выкройки и научиться приемам моделирования одежды. Затем я предлагаю девочкам внимательно рассмотреть журналы мод, выбрать не сложную модель и самостоятельно выполнить нанесение всех линий фасона на выкройку. Желающим я разрешаю сделать эскиз модели по собственным замыслам и выполнить соответствующую работу с выкройками.

Такие задания побуждают учениц к активной работе мысли, использованию на практике полученных знаний. С большим интересом девочки выбирают ту или иную модель, иногда вносят в нее свои коррективы и наносят на выкройку все линии фасона. Затем в письменном виде они составляют технологическую последовательность своей работы: обоснование выбора модели, приемы нанесения на выкройку линий фасона, рекомендации по выбору ткани, отделки, фурнитуры. Не важно, если последовательность выполнения операций окажется не у всех девочек одинаковой, общая цель будет достигнута всеми. Иногда несколько девочек выбирают для пошива одну и ту же модель, но в результате изготовления получаются совершенно  разные вещи (вот где полет для фантазии и творчества), так как ими используются различные ткани, отделка, фурнитура.

Так же при работе в старших классах я  использую игровую форму урока, когда класс превращается, например, в конструкторские бюро, конкурирующие между собой, а каждая ученица в художника-модельера. Настрой на конечный результат включает в работу всех. Поиск, нередко, заканчивается неожиданными и удивительными находками. Вниманию учащихся предлагаются разработки оригинальных фасонов. В недалеком прошлом, когда на предмет технология выделялось два часа в неделю, финалом работы модельеров был красочный фейерверк моделей одежды, которую девочки  демонстрировали в конце учебного года, на школьном фестивале «Храбрый портняжка».

При изготовлении швейных изделий учащиеся 5-7 классов могут проявить свое творчество в подборе цвета ниток и вариантах выполнения украшающих швов, в выборе отделки и моделировании швейных изделий.

Изучение темы « Технология кулинарных работ» прививает девочкам мысль о том, что искусство приготовления пищи заключается не только в том, что бы она была питательной. Пища должна быть вкусной, аппетитной. Хорошо приготовить блюдо-это, значит придать ему наиболее характерный, только ему присущий вкус и запах. Это достигается точным соблюдением рецепта, технологией приготовления, неоднократным опробованием. Но и это еще не все. Искусные кулинары говорят, что пища, прежде чем понравиться нашему рту должна ласкать и радовать наш глаз. Тогда ее вид достигнет цели – вызовет аппетит. Вот где можно проявить творческие способности - каждая хозяйка оформит блюдо по-своему.

Творческому и эстетическому развитию обучаемых способствует также проектная деятельность, которая является одним из основных средств выявления и совершенствования творческих способностей у учащихся. Формирования их технологической культуры, познавательной и трудовой активности.

Все годы своей работы я провожу выставки работ учащихся. Ведь любому творцу – мастеру и особенно юному, нужен выход на публику,

сопереживание, поддержка.

В заключении хочу отметить, что само планирование уроков предусматривает творческую работу в кабинете. Я, как учитель вовлекаю в нее всех учащихся, создавая проблемные ситуации, используя игровые моменты, занимательные задания и через это пытаюсь привить своим воспитанницам первоначально необходимые знания и умения- вести домашнее хозяйство и экономику семьи.

Времена изменились, но у женщин - хочешь, не хочешь, а на всю жизнь наиважнейшей остается одна специальность – быть хозяйкой в своем доме, в своей семье. И пусть наши девочки не дворянских кровей - умение быть хорошей хозяйкой никому не помешает.

Англичане говорят: « Мужчины дом строят, а женщины его обустраивают».

Я считаю, что уроки технологии являются неотъемлемой частью общей образовательной культуры, они нужны и полезны.

 

Список литературы:

Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003.

Голуб  Г.Б. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся»/ Голуб  Г.Б., Чуракова О.В.  – Самара, 2003.

Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. – М., 2005.

Е.С. Полат Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2012.

 

Участники конкурсов:
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Дистанционные курсы
Курсы профпереподготовки
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Дистанционные Мастер-классы
NEV! Изменим мир к лучшему!
NEV! Улыбнись всему миру
NEV! "Моя будущая профессия"
NEV! МЫ ЦЕНИМ - МЫ ДОРОЖИМ
NEV! "ТАЛАНТ ШОУ"
NEV! "Открытый урок"
NEV! Методическая система эффективного учителя
NEV! Золотые руки
NEV! Лучший медиаурок
NEV! 1 конференция
NEV! "Инновационные методики и технологии в обучении"
NEV! "Грани науки"
NEV! "Мастерская педагога"
NEV! "Лучшая презентация к уроку"
NEV! Золотое перо
NEV! Вторая конференция
NEV! Новые идеи
"Сто талантов"
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
Наверх
Товар добавлен в корзину