Оставьте Ваши данные, чтобы всегда быть в курсе выгодных предложений!

 

 
Магазин: Корзина
КАТАЛОГ МЕРОПРИЯТИЙ:
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
КОНКУРСЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Мы в соцсетях!
 
ОЗОРНОЕ ЛЕТО
Мы со спортом дружим
Новый горизонт
Публикации
Педагогика творчества
Лучшая вариативная учебная программа
"Вдохновение"
NEV! "Оч.Умелые руки"
NEV! Мой любимый питомец
"Пластилиновое чудо"
Формативное оценивание: от теории к практике
Талант-шоу
Инновационные технологии в образовании и науке

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

План-конспект открытого урока в 9 «б» классе по теме «Цельнокроеный фартук»

30 октября 2018 г.

Плотникова Наталья Адамовна, учитель трудового обучения, МАОУ "Школа №18 для обучающихся с ОВЗ", г.Пермь,  Пермский край, Российская Федерация
 

 

 

План-конспект открытого урока в 9 «б» классе по теме «Цельнокроеный фартук»

План-конспект открытого урока в 9 «б» классе по теме «Цельнокроеный фартук».

Кроссворд

Рефлексия

Презентация

План урока:

        

  1. Приветствие класса. Проверка списочного состава.
  2. Знакомство учащихся с планом урока.
  3. Определение названия презентации путём опроса учащихся по пройденному материалу  и составлении ключевого слова по выделенным буквам (проблемное).
  4. Просмотр презентации.
  5. Определение названия практической части урока по выделенным буквам из просмотренной презентации (проблемное).
  6. Опрос учащихся по правилам выполнения чертежа. Подготовка рабочего места для построения чертежа выкройки цельнокроеного фартука.
  7. Построение чертежа выкройки цельнокроеного фартука в М 1:1.
  8. Игра «Вспоминай-ка».
  9. Рефлексия.
  10. Подведение итогов занятия.

 

Здравствуйте девушки и уважаемые гости. Рада видеть вас на моём открытом уроке. Надеюсь,  что хорошее настроение и удача будут сопутствовать нам на протяжении всех занятий!

Итак, начнём. Сегодняшний открытый урок – это урок повторение. Сегодня мы с вами проверим теоретические и практические знания, полученные вами за прошедшие годы обучения. Наш урок состоит из двух частей – теоретической (просмотр презентации) и практической.

Для того, чтобы определить ключевое слово моей презентации, проведём небольшой опрос по пройденному материалу. Шесть вопросов – шесть правильных ответов. Слово-ответ я буду вывешивать на доску в форме кроссворда, из выделенных букв вы прочтёте главное слово моей презентации.

1.3 Деталь одежды для временного хранения мелких предметов.

2.5 Электронагревательный прибор.

3.6 Плотный неосыпающийся край ткани.

4.2 Её получают путём переплетения нитей.

5.4 Ряд повторяющихся стежков.

6.1 Тёплая хлопчатобумажная ткань.

Итак, ключевое слово – фартук.

И ещё, на шести слайдах в презентации в нижней части в кружочке будет мигать буква. Ваше задание – записать мигающие буквы на листочек. После просмотра презентации вы все подходите с листочками к столу и составляете слово из полученных букв – так мы узнаем название практической части урока.

 

Просмотр презентации.

 

Слайд 1. Фартук – его прошлое и настоящее.

Слайд 2.Что такое одежда? Одежда -  это совокупность предметов  для защиты тела человека от воздействия холода, дождя и т. п., 

а также для соблюдения моральных норм, существующих в обществе.

Слайд 3. Какие виды одежды вы знаете? (бытовая, национальная, производственная, спортивная, форменная). Что относится к бытовой одежде? (повседневная, домашняя, нарядная). Что относится к производственной одежде? (рабочая, специальная). Что относится к форменной одежде? (ведомственная, военная, школьная).

Слайд 4. К какому из этих видов одежды относится фартук?

Слайд 5. Скажите, пожалуйста, что такое фартук и для чего он нужен? Фартук – предмет домашней или специальной одежды,предназначенный для предохранения основной одежды от попадания грязи.

Слайд 6. Фартук (или передник) широко распространенная и почти не меняющаяся часть одежды с древних времен до наших дней. История его начинается с Древнего Египта.

Уже в ранний период существования этой страны мужчины, состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой. Она прикреплялась спереди к поясу, который представлял собой узкую полоску кожи или связанные (сплетенные) тростниковые стебли.

Слайд 7. А у римлян передник известен только как часть одежды у жрецов, солдат некоторых вспомогательных видов войск и гладиаторов.

Слайд 8. Начиная с эпохи средневековья передник становится практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало чем-то прикрывать. Передник носили кузнецы, сапожники, повара…

Слайд 9.

Слайд 10. Женский передник со временем стал принадлежностью туалета замужней женщины. Он так же украшал жен именитых горожан.

Слайд 11.  Со временем он стал атрибутом женского гардероба. Атрибут – это конкретный предмет, наделенный людьми определенным жизненно важным смыслом.

Фартуки стали украшением женского платья и приобретались на разные торжества и выезды в свет. Передники были цветными, двойными, с богатой отделкой, кружевами и вышивкой. Мода диктовала обязательное наличие фартука у каждой европейской женщины.

Слайд 12. В дальнейшем ношение фартука стало традицией и у простого народа. Крестьянские девушки также стали носить передники, только в качестве защиты своей одежды. Шились они из простых и легких материалов, таких, как лен или белое полотно.

Слайд 13.

Слайд 14. Богатые дамы носили фартучки из муслина с кружевом или вышивкой.

Слайд 15.

Слайд 16. История фартука на Руси зарождается в 17-м веке. Русские передники шились из ткани в клетку, имели красные завязки и украшались по краям отделкой. Фартук являлся символом плодородия и благополучия. В него заворачивали детей, желая им счастливой жизни, заполняли его зерном, прося обильного урожая, клали на пороге перед входом новобрачных в дом, рассматривая фартук как символ процветания. Передник стал частью народного костюма русских женщин. Шился он из хлопчатобумажной, льняной или шерстяной ткани.

Слайд 17. Интересен передник конца XIX в. из г.Каргополя Олонецкой губернии. Он расшит замысловатыми узорами, представляющими собой календари древних земледельцев.

Слайд 18. В основе узора – круг, состоящий из шести ростков и шести лепестков. Эти символы означают 12 месяцев года. Небольшие узоры возле каждого из них указывают на то, какие полевые работы выполнять

 в определенный месяц.

Древнерусские месяцы года:

I –  сечень – зима рассекается на две половины, время вырубки лесов

II –  лютень – лютые морозы

III – березень – время сжигания берёзовых дров для получения угля и сбора берёзового сока

IV – цветень – время цветения

V – травень – начало роста трав

VI – кресень – это  месяц Летнего Солнцеворота – Небесного Оживляющего Огня, месяц  самых длинных светлых дней.

VII – липень – время цветения липы

VIII – серпень – время начала уборки хлеба

IX – вересень – цветение вереска

X – листопад – начало листопада

XI – грудень - Есть в древнерусском языке такое слово – «груд». Это замерзшая со снегом земля, даже замерзшая зимняя дорога называлась грудным путем.

XII – стужень – морозная стужа 

Слайд 19.

Слайд 20. В веке XIX продолжилось развитие применения фартука. Его по-прежнему надевает обслуживающий люд, носят как украшение платья богатые дамы.

Слайд 21. Но теперь фартук нашёл место и в гардеробе медицинских сестёр. Надели его также школьницы-гимназистки и, конечно, дети.

Слайд 22.

Слайд 23. В России в 1896 году появилась первая школьная форма для девочек-гимназисток. Она состояла из строгого однотонного платья и передника. Фартуков у девочек было два. Один фартук - черного цвета - носился каждый день, белый же передник предназначался для торжественных случаев. Ученицы ходили в платьях не только в гимназии, но и в театры, церкви и на различные празднества.

Слайд 24. XX век вновь сузил спектр применения фартука, оставив его красоваться лишь в одежде советских школьниц и …

Слайд 25. домохозяек.

Слайд 26. После революции в школах стали учиться крестьянские дети, которые ходили в повседневной одежде, и школьная форма была забыта. И только в 1948 году фартучек вернулся на плечи школьниц. На сегодняшний день после отмены формы в 1992 году белые фартуки любят надевать выпускницы средних школ.

Слайд 27. После первой мировой войны фартук перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, а так же является производственной одеждой.

Слайд 28. В настоящее время фартуками, как и раньше, пользуются промысловых дел мастера, такие как сапожники, портные, столяры, кузнецы, пекари и другие ремесленники. Также фартуки имеются у уборщиц, продавцов, официантов, парикмахеров и домохозяек.

Слайд 29. Профессиональные современные фартуки шьются для отдельных профессий с определенными требованиями. Главным критерием является наличие и удобное размещение карманов. Также важно, чтобы фартук имел универсальный размер и мог подгоняться под любую фигуру, был не слишком длинным и свободным для перемещения.

Слайд 30. История моды — как и классическая история — похоже, тоже развивается по спирали. И если сегодня мы наблюдаем в большей мере применение фартука на кухне, при уборке квартиры, то, как знать, может быть, следующий виток истории вновь возведёт фартук на «пьедестал» моды.

Слайд 31. А  сейчас давайте рассмотрим виды фартуков по покрою. Фартуки могут быть на поясе, с нагрудником и цельнокроеными.

Слайд 32. Назовите  виды фартуков по покрою.

Слайд 33. С заданием вы справились. Спасибо за внимание!

 

         Пожалуйста, подойдите к столу, составьте слово и каждая из вас прикрепите по букве на доску. Это слово – чертёж. Тема урока «Фартук». Итак, тема практического занятия – «Построение чертежа фартука». На манекене мы видим образец такого фартука. По покрою – это цельнокроеный фартук.

         Перед тем, как начать строить чертёж выкройки цельнокроеного фартука, давайте вспомним правила выполнения чертежа, термины и обозначения.

         Мы с вами будем строить чертёж выкройки в натуральную величину. Что это значит и как обозначается в масштабе? (М 1:1).

         Какие линии чертежа вы знаете и для чего они нужны? (Основная толстая линия, сплошная тонкая, штриховая линия).

Какими буквами на чертеже обозначается верх (В), низ (Н), буквой Т обозначается (линия талии).

         Так как выкройка у нас универсальная, мы с вами мерки не снимали. Но, как вы думаете, какие мерки надо снять для построения именно такой выкройки? Сб, Дн, Ди, Дбр, Шн. Какие мерки делятся пополам, а какие – нет? (Мерки обхватов делятся, мерки длин – нет).

         У вас на столах вы видите листы чертёжной бумаги. Как она называется? (Миллиметровая бумага). Почему она так называется? (Состоит из маленьких квадратиков размером мм на мм). Сколько мм в 1 см, в 5см, в 10см? Умеете ли вы пользоваться линейкой? С какой цифры начинаются измерения?

         Я вижу, что к построению чертежа выкройки вы готовы. Уважаемые гости, если вы хотите вместе с нами сделать выкройку фартука, пожалуйста, присоединяйтесь.

 

Построение чертежа.

 

  1. Положите перед собой лист чертёжной бумаги вертикально. В  левом верхнем углу поставьте точку В.
  2. От точки В вниз отложите длину нагрудника 25 см и поставьте точку Т.
  3. От точки Т вниз отложите длину нижней части фартука – 50см.

        Получим точку Н.

  1. От точки В вправо откладываем 12см. (т.В1).
  2. От точки Т вправо откладываем 34см. (т.Т1).
  3. Соединяем  точки В1 и Т1.
  4. От точки Н вправо откладываем 34см. (т.Н1).
  5. Соединяем  точки Т1и Н1.
  6. Отрезок В1Т1 разделим пополам. (Как выполнить деление на 2 при помощи сантиметровой ленты? Приложить начало ленты к делимому, сложить ленту и прочитать ответ со стороны начала шкалы измерений сантиметровой ленты).

10. Из полученной точки восстанавливаем вниз перпендикуляр длиной 5см - т.5.

11. Соединяем вогнутой линией точки В1,  т.5 и Т1.

12. Обведём готовый чертёж основной толстой линией.

     Чертёж выкройки цельнокроеного фартука готов.

     Практическая часть нашего занятия закончилась. У нас осталось время и мы с вами поиграем в игру «Вспоминай-ка». Прошу вас сесть за один стол. (Игра в вопросы и ответы по пройденному материалу).

     Наш урок подошёл к концу. Если вам было интересно, соберите, пожалуйста, на доске из готовых деталей цельнокроеный фартук.

     Спасибо за работу! Можете отдыхать.

 

Участники конкурсов:
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Дистанционные курсы
Курсы профпереподготовки
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Дистанционные Мастер-классы
NEV! Изменим мир к лучшему!
NEV! Улыбнись всему миру
NEV! "Моя будущая профессия"
NEV! МЫ ЦЕНИМ - МЫ ДОРОЖИМ
NEV! "ТАЛАНТ ШОУ"
NEV! "Открытый урок"
NEV! Методическая система эффективного учителя
NEV! Золотые руки
NEV! Лучший медиаурок
NEV! 1 конференция
NEV! "Инновационные методики и технологии в обучении"
NEV! "Грани науки"
NEV! "Мастерская педагога"
NEV! "Лучшая презентация к уроку"
NEV! Золотое перо
NEV! Вторая конференция
NEV! Новые идеи
"Сто талантов"
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
Наверх
Товар добавлен в корзину