НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Алгуджинова Махаббат Тлювбаевна, учитель истории и обществознания, МКОУ Кайгородская ООШ, Новосибирская область, Краснозерский район, п. Кайгородский, Россия

 

 

 

Развитие критического мышления через чтение и письмо  как системно-деятельностный подход в преподавании истории в условиях введения ФГОС

Доклад "Развитие критического мышления через чтение и письмо как системно-деятельностный подход в преподавании истории в условиях введения ФГОС" Алгуджинова Махаббат Тлювбаевна

Презентация "Развитие критического мышления через чтение и письмо как системно-деятельностный подход в преподавании истории в условиях введения ФГОС" Алгуджинова Махаббат Тлювбаевна                                                                                     

Мир становится более сложным и демократические процессы все больше распространяется по всему миру. Для того чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, учащиеся должны уметь просеивать информацию и сами принимать решения о том, что для них важно, а что нет.  Молодые люди более чем, когда либо, должны быть способны решать трудные проблемы, иметь альтернативные мнения. Будущее принадлежит тем, кто критически анализирует информацию и выстраивает свою собственную реальность.

         Что такое критическое мышление?

Критическое мышление -  является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения информации и заканчивается принятием решения. Это - интеграция идей и творческое их осмысление на пути создания собственных концепций.

Критическое мышление – это педагогическая технология, ориентированная на развитие у обучающих навыков работы с текстом. На овладение всеми видами устной и письменной речи и навыков общения.

За психолого-педагогическую основу данного проекта взяты идеи Л.С. Выготского (о необходимости эффективного формирования и учете при  работе с учащимися зоны их ближайшего развития), Ж. Пиаже (о создании «ситуации» для развития интеллекта), Д. Дьюи (об обучении «путем делания»). Авторами технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо» являются опытные педагоги штата Северная Айова США, члены консорциума «За демократическое образование» Чарльз Темпл, Куртис Мередит, Джени Стил.

 Отличительные особенности проекта:

  - универсальный (над предметный) характер, позволяющий эффективно работать в данном проекте любому учителю-предметнику;

  - педагогическая технологичность и практикоориентированность;

  - возможность одновременного решения усвоения информации и  развития рефлексивных и коммуникативных способностей.

Базовая модель урока состоит из трех стадий: побуждение – осмысление – размышление, которая позволяет учащимся самим определять цели обучения. Осуществлять активный поиск информации и размышлять о том, что они узнали.

Процесс обучения – это процесс увязывания нового с уже известным. Поэтому  на этапе побуждения из памяти учеников актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом. Это очень важно, так как знания становятся прочными, если они приобретаются в контексте того, что человек уже знает и понимает. И наоборот, информация будет быстро утрачена, если она предложена учащемуся без контекста, без увязки с теми знаниями, которые уже были.

На стадии осмысления учащиеся вступает в контакт с новой информацией. Главная задача второй смысловой стадии – поддержать у учащихся активность, интерес и инерцию движения, созданную во время фазы побуждения. Во второй фазе обучаемый работает самостоятельно и активно, поэтому учитель должен оказывать наименьшее влияние на него.

Стадия размышления – рефлексии характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные представления с тем, чтобы включить их в новые понятия. Таким образом происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом.

Я вижу большую эффективность данной технологии в процессе обучения ребят, так как она содержит такие приемы (стратегии), которые позволяют побуждать интерес к теме, работать непосредственно с материалом и учат обобщать материал. Особый акцент я хотела бы сделать на то, что благодаря данной технологии интенсивно развивается умение работать с письменным текстом.

Благодаря данной технологии у ребят повышается самооценка, развивается рефлексия, появляется потребность в познании нового. Технология РКМЧП выводит учителя на обучение ребенка решать проблему, а, следовательно, происходит постепенный переход  на возможность реализации проблемного обучения.

На протяжении нескольких лет на своих уроках я часто использую различные приемы технологии РКМЧП:

Кластеры - это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями. Соединяя различные факты и мысли в такие паутинки, дети развивают системность мышления. В центре листа пишется слово (тема, проблема) Далее вокруг этого слова записываются слова или словосочетания, которые учащиеся выбрали из текста.

Прием "Написание синквейна" В переводе с французского слово  "синквейн" означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу.

"Написание эссе"  Свободное письмо на заданную тему. Смысл приема: "Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю". Ценится: - самостоятельность; - оригинальность; -индивидуальность; - дискуссионность.

Толстые и тонкие вопросы  Тонкие вопросы: кто, где, когда, что, согласны ли, было ли, будет ли и т.д. Толстые вопросы: Почему вы так думаете? В чем разница? Что, если? Объясните, почему и т.д.

Фишбон Слово "Фишбон" дословно переводится как "рыбная кость". Эта стратегия позволяет учащимся "разбить" общую проблемную тему на ряд причин и аргументов.

 РАФТ. Название представляет собой сокращение: Р(оль)- А(удитория)- Ф(орма)- Т(ема).Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего имени, а от имени  исторического персонажа (король, крестьянин, раб и т.д.). Затем выбирает для кого будет писать, и определяем стиль создаваемого текста. Это может быть письмо, жалоба, пожелание и т.д

Рабочая таблица  «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ) Цель его – развитие рефлексивности  в процессе познания. Учащиеся учатся соотносить известное и новое, определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной информацией. Таблица заполняется по ходу урока. В начале урока в первую графу учащиеся записывают, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую – формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.

Работа в группах - "Обучение сообща"     или "обучение в сотрудничестве" заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.

В чем же инновационность представленной технологии? Во-первых, технология критического мышления представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. С другой стороны, использование данной технологии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.

Цели технологии развития критического мышления, отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.

Подводя итоги, можно сказать, что на одном уроке можно применять несколько приемов, которые помогут более эффективно развивать умения работы с текстом. Эта технология разработана для ученика, чтобы он не только приблизился к процессу познания, но и получил удовольствие.

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину