НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Рудакова Галина Ивановна, педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 2" г. Тарко-Сале, ЯНАО

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

 хоровое пение в 11 классе (оборонно-спортивный профиль)

«Солдатская песня»

 2 часа в неделю (всего 70 часов)

Рабочая программа внеурочной деятельности Хоровое пение в 11 классе (оборонно-спортивный профиль) «Солдатская песня» СКАЧАТЬ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы. Музыкальные занятия хором занимают одно из ключевых мест в системе эстетического воспитания в кадетском классе. Замечательный педагог современности В.Сухомлинский писал: «Душа ребенка – душа чуткого музыканта». Он подчеркивал, что музыка может формировать у детей способность чувствовать сердцем движения души другого человека, любить, сострадать, творить добро, открывать прекрасное. Таким образом, алгоритм музыкального воспитания, по мнению В.Сухомлинского, можно выразить фразой: «Через красивое – к  человечному».

Очевидно, что эта мысль по-особому значимо воспринимается сейчас, когда в выступлениях педагогов, родителей, ученых, деятелей культуры и искусства звучат тревожные нотки озабоченности за судьбы подрастающего поколения. Бездуховность угрожающе «оплетает» души детей со всех сторон: в обществе с изменившимся в худшую сторону нравственным климатом; в средствах массовой информации. Думается, что наступило время конкретных действий всех тех, кто может и должен влиять на судьбы детей.

Вокально-хоровое пение, являясь важным компонентом морального становления личности кадетов, обладает мощным потенциалом в области формирования у них гражданско-патриотических чувств. Содержание, заключенное в русских народных и композиторских песнях, имеющих патриотическую направленность, убеждает сильнее, чем полученная другим путем информация, так как в его основе лежат эмоции и чувства, внутренние переживания их создателя, отражающие его отношение к окружающей действительности. Песни затрагивают внутренний душевный мир человека, вызывают сильный эмоциональный отклик, переживания, сочувствие, понимание. Включение в вокальный репертуар, осваиваемый кадетами на занятиях хором, подобных вокальных произведений обеспечивает возможность этнической самоидентификации с народной национальной культурой, национальными традициями.

В процессе изучения учащимися русского героико-патриотического репертуара реализуются следующие функции музыкального искусства: воспитательная (когда воздействие на учеников происходит через поступки героев); эстетическая (происходит формирование у учащихся эстетического идеала — триединство героя — человека — патриота); этическая функция (нравственный выбор героев песен в принятии судьбоносного для них и для Родины решения); познавательная функция (учащиеся получают знания об истории нашей страны, о жизни и быте русского народа в различные исторические эпохи); коммуникативная функция (реализуется на нескольких уровнях: произведение — слушатель, композитор — слушатель, герои произведения — слушатель, исполнители произведения — слушатель, исполнители произведения — слушатель, человек — слушатель, общественное сознание — слушатель), отражения действительности (сюжеты многих композиторских песен, имеющих патриотическую направленность, отражают конкретные факты российской истории); гедонистическая (песни, обладая красивейшей мелодией, особой душевностью, не могут не вызвать чувства наслаждения в процессе их исполнения).

В рамках патриотического воспитания, добровольной подготовки к военной службе воспитанников, программой предусмотрено изучение строевых песен и музыки в воинских ритуалах. Значение эмоционального воздействия музыки и строевых песен в воинских ритуалах очень велико. Широко известны слова А. В. Суворова «солдат без песни, что без оружия». Генералиссимус использовал игру оркестра и бой барабанов для поднятия боевого духа войск.

Музыка выполняет в военных ритуалах воспитательную, организующую и дисциплинирующую роль, эмоционально воздействуя на духовный мир воинов, синхронизируя и ритмизируя их движения, помогая вырабатывать точные, четкие и согласованные действия. Так, гимн Российской Федерации, являясь одним из элементов государственной музыкальной символики, сплачивает и вдохновляет всю нацию, и является мощным средством патриотического воспитания детей и юношества.

Музыка включалась в воинские ритуалы с момента их возникновения. Из всех элементов образной формы ритуалов музыка является наиболее устойчивым. Наполняются новым содержанием старые ритуалы, изменяются порядок и формы их проведения, но музыкальная основа сохраняется в течение веков.

Военные ритуалы, где музыкальное сопровождение играет огромную роль, реализует, среди прочих, эмоционально-чувственную и эстетическую функции, вызывают эффект сопереживания и подражания, когда патриотические идеи и взгляды, переходя во внутренний мир личности, становятся жизненной позицией современных кадетов.

Цель и задачи курса

Цель программы –    через активную  музыкально-творческую деятельность  сформировать у  учащихся  устойчивый интерес  к хоровому пению и исполнительские  вокальные навыки,    приобщить их   к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

Задачи программы:

образовательные:

  • формировать духовные качества личности кадетов, расширять их музыкальный
  • формировать у кадетов потребность общения с высокохудожественными образцами
  • учить учащихся быть чуткими слушателями и исполнителями;

воспитательные:

  • воспитывать любовь и интерес к музыке и хоровому пению;
  • воспитывать культуру чувств и поведения;
  • воспитывать музыкальный вкус и иммунитет к бездуховной музыке;

развивающие:

  • развивать уважение к музыкальному наследию своей страны;
  • развивать умения и навыки вокального и хорового пения;

эмоционально-художественные:

  • добиться светлого, одухотворенного состояния при исполнении;
  • почувствовать радость и удовлетворение от исполнения музыки.

            Программа  определяет 2 направления обучения детей: знакомство с песенным наследием нашей страны гражданского звучания от глубокой старины до наших дней и вокально-хоровая  работа. Основное содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности -  это  обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. На каждом занятии учащиеся получают теоретические и практические знания. Теория - это сведения из музыкальной литературы, знакомство с композиторами-песенниками, а также слушанье вокально-песенных произведений. Практическая часть занятий включает в себя постановку голоса, разучивание и исполнение песен репертуара. Организация учебного процесса в рамках каждой темы  отличается содержанием при  постепенном усложнении  процесса обучения.   Педагог  свободно  управляет учебным процессом и может заменить одно произведение другим. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.        

Педагогическая целесообразность курса в том, что учащимся для ознакомления представлен целый пласт отечественных песен гражданского звучания, и именно на этом материале происходит формирование умений певческой деятельности.

Все это помогает кадетам постичь великий смысл вокального-хорового искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

Прогнозируемый результат

  • Наличие интереса к хоровому пению и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло);
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);
  • умение исполнять песни различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а-капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
  • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

 

  1. Календарно-тематическое планирование (70 часов)

 

Тема курса

Количество часов

Дата

1.

Старинные солдатские песни.

2

 02.09-30.09.2015

2.

Военные марши царской армии.

4

01.10-11.11.2015

3.

Революционные песни-марши. Довоенные песни и марши.

4

12.11-09.12.2015

4.

Песни периода Великой Отечественной войны.

5

10.12-30.12.2015

5.

Советские песни  и марши второй половины ХХ в.

10

13.01-02.03.2016

6.

Гражданственность авторского (бардовского) песенного творчества.

5

03.03-23.03.2016

7.

Современные эстрадные песни гражданственно-патриотического звучания.

5

17.03-23.03.2016

8.

Вокально-хоровая работа. 

35

14.04-18.05.2016

 

ИТОГО:

70

 

 

Содержание занятий

Тема 1Старинные солдатские песни

25-летняя служба солдат в царской армии. «Солдатушки, браво, ребятушки», «Эй, донцы-молодцы!», «Взвейтесь, соколы, орлами»

Тема 2.  Военные марши царской армии

Три основные вида маршей – походные, церемониальные, траурные. Возникновение военных оркестров. Основа военного оркестра – медные инструменты. В. И. Агапкин – «Прощание славянки», Ф. Шопен – «Траурный марш», «Вы жертвой пали» - революционный похоронный марш. Марши царской армии: Лейб-гвардии Преображенского полка, Лейб-гвардии Семёновского полка, Павловского училища. Песни царских полков: 10-го Уланского, 5-го Гусарского, 12-го Драгунского. Песнь 12-й Кавалерийской дивизии. 

Тема 3. Революционные песни-марши. Спортивные песни-марши 30-40-х годов ХХ в

«Смело, товарищи, в ногу», «По долинам и по взгорьям», «Как родная меня мать», «Прощальная комсомольская» Дм. И Дн. Покрасс, «Песня о Щорсе» М. Блантер, «Там, вдали за рекой». «Наш паровоз» А. Штоф, «Песня о Каховке» И. Дунаевский,  «Три танкиста» братья Покрасс, «Если завтра война» братья Покрасс. Песни из кинофильмов И. Дунаевского и В. Лебедева-Кумача, «Широка страна моя родная», «Моя Москва», «Марш энтузиастов»,  «Спортивный марш».

Тема 4.  Песни периода Великой Отечественной войны

«Священная война» А. Александров, «Землянка» К. Листов, «Огонёк» М. Никоненко, «Смуглянка» , «Тёмная ночь» Н. Богословский, «Потому что мы пилоты» В. Соловьёв-Седой, «Вася-Василёк» А. Новиков, «Самовары-самопалы»  А. Новиков, «Песня фронтового шофёра» Б. Мокроусов, «Брестская улица» М. Фрадкин, «Казаки в Берлине» Дм. и Дн. Покрасс.

Тема 5.  Советские песни и марши второй половины ХХ в.

«Красная гвоздика» А. Островский, «В путь» В. Соловьёв-Седой, «Хотят ли русские войны» Э. Колмановский, «Песня о тревожной молодости» А. Пахмутова, «Соловьи»,  «Журавли» Я. Френкель, «За того парня» М. Фрадкин, «Товарищ» А. Иванов,  «Баллада о маленьком трубаче» С. Никитин, «Бьют барабаны» Л. Шварц, «Юный барабанщик» В. Валльрот, «Погоня» Я. Френкель, «Экипаж – одна семья» В. Плешак, «Идёт солдат по городу» В. Шаинский, «Мой адрес Советский Союз» Д. Тухманов, «Есть только миг» А. Зацепин,  «День Победы» В. Тухманов, «Время, вперёд!» Г. Свиридов, «Знамя Родины» В. Шепелев, «Герои спорта» А. Пахмутова, «Легендарный Севастополь» В. Мурадели.  

Тема 6. Гражданственность авторского (бардовского) песенного творчества

В. Высоцкий,  Б.Окуджава, А. Галич, Ю. Визбор, А. Городницкий, В. Долина, А. Дольский, В. Берковский, С. Никитин, А. Розенбаум, ВИА «Голубые береты».

Тема 7. Современные эстрадные песни гражданственно-патриотического звучания

«Гимн России» А. Александров, «Служить России» Э.Ханок, «Граница» Л. Агутин, «Россия-Русь» А. Костюк,  «По высокой траве» И. Матвиенко, «Москва – звенят колокола» О. Газманов, «Русский марш» Ж. Бичевская, «Флаг России» Д. Майданов, «Тихий океан» Д. Майданов 

Тема 8. Вокально-хоровая работа

Владение голосовым аппаратом. Певческая установка и певческая позиция. Звуковедение. Использование певческих навыков. Дыхание.   Отработка полученных вокальных навыков. Распевание. Дикция. Артикуляция.

Ресурсное обеспечение программы

  1. Компьютер.
  2. Мультимедиапроектор.
  3. Звукозаписывающая аппаратура
  4. Звуковоспроизводящая аппаратура.
  5. Учебный класс.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адищев В. И. Музыкальное образование в женских институтах и кадетских корпусах России второй половины XIX — начала ХХ века: теория, концепции, практика. М., 2007.

2. Алборова М. Б. Система военно-патриотического воспитания кадет // Образование в современной школе. 2005. № 4.

3. Лугачев С. Кадетское образование // ОБЖ. 2002. № 112.

4. Омаров О. Н. Патриотическое воспитание старшеклассников средствами государственной музыкальной символики Российской Федерации: автореферат. Махачкала, 2007.

5. Тагильцева Н. Г. Эстетическое восприятие музыкального искусства и самосознание ребенка: монография. Екатеринбург, 2008

Календарно-тематическое планирование курса

Тема курса

Количество часов

Содержание занятия

Дата проведения

1.

1.Старинные солдатские песни.

 

8. Вокально-хоровая работа

2

 

 

2

1.Беседа: 25-летняя служба солдат в русской армии.

Певческая установка. Распевание.

Разучивание «Государственного гимна России»

02.09.2015

2. Слушанье: «Эй, донцы-молодцы!», «Взвейтесь, соколы, орлами».

Певческая установка. Распевание.

Разучивание «Солдатушки, браво, ребятушки»

09.09.2015

2.

2.Военные марши

 

8. Вокально-хоровая работа

4

 

4

3.Беседа: Три основных вида маршей – походные, церемониальные, траурные. Иллюстрация: В. И. Агапкин – «Прощание славянки», Ф. Шопен – «Траурный марш», «Вы жертвой пали»- революционный похоронный марш.

Распевание. Пение «Солдатушки, браво, ребятушки»

16.09.2015

4.Беседа: Возникновение военных оркестров. Основа военного оркестра – медные инструменты.

Распевание. Пение песни «Солдатушки, браво, ребятушки».

23.09.2015

5.Слушанье музыки: Марши различных полков царской армии.

Упражнение на дыхание. Распевание. Пение «Гимна России»

30.09.2015

6. Слушанье: Песни различных полков царской армии.

Упражнения на дыхание. Распевание. Пение «Кадеты»

07.10.2015

3.

3.Революционные песни-марши. Спортивные песни-марши 30-40-х годов ХХ в.

 

8. Вокально-хоровая работа

4

 

 

 

 

 

4

7. Слушанье песен: «Песня о Щорсе», «Каховка», «Там. вдали за рекой», «Смело, товарищи, в ногу».

Артикуляционная гимнастика. Распевание. Разучивание «Три танкиста».

14.10.2015

8. Слушанье: «Три танкиста», «Если завтра война»

Артикуляционная гимнастика. Распевание. Пение песни «Три танкиста»

21.10.2015

9. Беседа: Песни-марши И. Дунаевского и В. Лебедева-Кумача

Упражнения на дыхание. Распевание. Пение «Спортивный марш»

28.10.2015

10. Слушанье: «Широка страна моя родная», «Моя Москва», «Марш энтузиастов», «Москва майская».

Упражнения на дыхание. Распевание. Пение «Спортивный марш»

11.11.2015

4.

4. Песни периода Великой Отечественной войны

 

 

8. Вокально-хоровая работа

5

 

 

 

 

5

11. Беседа: Советские композиторы-фронтовики. Слушанье: «Священная война».

Певческая установка. Распевание. Пение песни «Три танкиста».

18.11.2015

12. Слушанье:  «Смуглянка», «Землянка», «Огонёк», «Тёмная ночь».

 Упражнения на дикцию. Распевание. Пение песни «Три танкиста».

25.11.2015

13. Слушанье: «Песня фронтового шофёра», «Потому что мы пилоты»

Упражнения на дикцию. Распевание. Пение песни «Три танкиста».

02.12.2015

14. Слушанье:  «Вася-Василёк», «Самовары-самопалы»

Упражнение на дыхание. Распевание Пение песни «Спортивный марш»

09.12.2015

15. Слушанье: «Казаки в Берлине», «Боевая улица»

Упражнение на дыхание. Распевание Пение песни «Спортивный марш»

16.12.2015

5.

 5. Советские песни  и марши второй половины ХХ в.

 

8. Вокально-хоровая работа

 

10

 

 

 

10

16. Слушанье: «Соловьи», «Хотят ли русские войны».

Артикуляционная гимнастика. Распевание. Пение песен всего репертуара.

23.12.2015

17.  Слушанье: «Песня о тревожной молодости», «За того парня»

Артикуляционная гимнастика. Разучивание «Песни о тревожной молодости»

30.12.2015

18. Слушанье: «В путь», «Погоня»

Упражнения на дыхание.. Пение «Песня о тревожной молодости»

13.01.2016

19. Слушанье: «Фронтовики, наденьте ордена», «Журавли»

Артикуляционная гимнастика.   Пение «Песня о тревожной молодости»

20.01.2016

20. Беседа: Пионерские песни и марши. Слушанье: «Бьют барабаны», «Юный барабанщик».

Упражнения на дикцию. Пение «Песня о тревожной молодости»

27.01.2016

21. Слушанье: «Товарищ», «Мой адрес Советский Союз»

Упражнения на дикцию. Пение «Песня о тревожной молодости»

03.02.2016

22. Слушанье: «Идёт солдат по городу», «Экипаж – одна семья»,

Упражнения на дикцию. Пение песен репертуара.

10.02.2016

23. Слушанье: «Есть только миг», «День Победы»

Работа над дыханием. Распевание. Пение «День Победы».

17.02.2016

24. Беседа: Марши советского времени. Слушанье: Марши «Время, вперёд!», «Знамя Родины»

Работа над дыханием. Распевание. Пение «День Победы».

24.02.2016

25.  Слушанье: «Герои спорта», «Легендарный Севастополь»

Артикуляционная гимнастика. Распевание. Пение по выбору.

02.03.2016

6.

 

 

 

 

6. Гражданственность бардовского песенного творчества

 

 8. Вокально-хоровая работа

5

 

 

 

5

 

 

26.  Беседа: «Оттепель – рождение бардовского движения в стране». 

Артикуляционная гимнастика. Разучивание «Нам нужна одна победа» .           

09.03.2016

27. Слушанье: В. Высоцкий,  Б.Окуджава, А. Галич

Упражнения на дикцию. Распевание. Пение «Нам нужна одна победа» .           

16.03.2016

28. Слушанье: Ю. Визбор, А. Городницкий, А. Дольский

Работа над дыханием Пение песен по выбору.

23.03.2016

29.  Слушанье: В. Берковский, В. Долина, С. Никитин

Работа над дыханием Пение песен по выбору.

06.04.2016

30. Слушанье:  А. Розенбаум, ВИА «Голубые береты»

Упражнения на дыхание. Распевание Разучивание песни «Память»

13.04.2016

7.

 

7. Современные эстрадные песни гражданственно-патриотического звучания

 

8. Вокально-хоровая работа

 

5

 

 

 

 

 

5

31.  Беседа: Духовное возрождение России.

Артикуляционная гимнастика. Распевание. Пение «Гимн России», «Кадеты»

20.04.2016

32.  «Россия-Русь», «По высокой траве»

Артикуляционная гимнастика. Распевание Пение «Россия-Русь»

27.04.2016

33. «Служить России», «Граница»  

Упражнения на дикцию. Распевание Пение «Служить России»

04.05.2016

34.  «Флаг России»,  «Тихий океан»

Работа над дыханием Пение песен всего репертуара.

11.05.2016

35. «Русский марш», «Москва – звенят колокола» 

Работа над дыханием Пение песен всего репертуара.

18.05.2016

 

ИТОГО:

70

 

 

 

Репертуарный план

  1. «Государственный Гимн России»
  2. «Солдатушки, браво, ребятушки»
  3. "Кадеты"
  4. «Три танкиста»
  5. «Спортивный марш»
  6. «Песня о тревожной молодости»
  7. «Служить России»
  8. «День Победы»
  9. "Россия - Русь"
  10. «Нам нужна одна победа»
  11. "Память"

 

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину