НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Лаврешина Ирина Георгиевна; учитель начальных классов КГУ «Основная школа №2 г. Серебрянска»; Республика Казахстан ВКО Зыряновский район г. Серебрянск

Использование игровых технологий в развитии логического мышления и творческих способностей младших школьников

Использование игровых технологий в развитии.docx (19 КБ)

Проблема развития творческих способностей у младших школьников является предметом исследования педагогов, ученых на протяжении многих лет. Для современной школы эта проблема в настоящее время остается актуальной. С каждым годом на фоне обострения социальных проблем, самоустранения родителей от воспитания детей все боле остро встает вопрос о низком уровне сформированности мотивации к учебной деятельности: отсутствие желания учиться или положительная, но бессодержательная мотивация на уровне переживаний. Лишь к концу начальной школы наблюдается некоторый подъем творческой, исследовательской деятельности Несмотря на большую работу, которая ведется в образовательных учреждениях по развитию творческих способностей у младших школьников, учителя с тревогой обращают внимание на «мотивационный вакуум», особенно на рубеже начального и среднего звена. Удовлетворение потребностей младших школьников влияет на их стремление учиться, что в свою очередь сказывается на успешности в учебной деятельности. Учебная мотивация – необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Одной из задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего ее развития. К  9-10 годам, читая или наблюдая за явлениями жизни, дети  пытаются формулировать поисковые вопросы и на некоторые из них сами же пытаются найти ответ. И чем чаще они это делают, тем выше у них успеваемость и уровень умственного развития. Каким же образом уже на начальном этапе обучения в школе можно стимулировать творческую активность ребенка?

Несмотря на то, что ведущим видом деятельности младшего школьника есть деятельность учебная, основной деятельностью, в которой ребенок может реализовать свой творческий потенциал является, на наш взгляд,  игровое обучение

Поэтому одной из ведущих целей своей деятельности я определила: «Развитие творческих способностей и логического мышления у младших школьников через использование игровой технологии».

Для реализации данной цели я поставила задачи:

1. Изучить передовой опыт учителей новаторов, учителей школы, района, Республики.

2. Изучить индивидуальные особенности каждого ребенка на основе диагностических процедур по развитию творческих способностей и логического мышления.

3. Создать комфортно-пространственную среду для личностного развития каждого ребенка.

4. Разработать комплексы учебных игр по предметам, систему уроков  с применением на основных его этапах приемов формирования творческих способностей и логического мышления  учащихся.

Этапы работы (2011-2016г.)

1. Организационно-подготовительный. Изучение  передового опыта педагогов. 

 2.Деятельностный.  Внедрение дидактических игр в учебно-воспитательный процесс.

3. Обобщающий - аналитический.

Приведем примеры работы над четвертой задачей: использование учебных игр, направленных на формирование творческих способностей учащихся и развития логического мышления младших школьников в урочной деятельности.

Организация устного счета на уроках математики с использованием сказочных задач, так  как несмотря на развитие компьютерных технологий, сказки по-прежнему продолжают нравиться детям. Например, 1 класс:

Курочка Ряба снесла яичко, а мышка взяла и разбила. Тогда  Ряба снесла еще 3 яичка. Мышка эти тоже разбила. Ряба снесла еще пять, но бессовестная мышка расколотила и эти. Из скольких яиц могли бы приготовить яичницу дед и баба, если бы не разбаловали мышку?

При работе над формированием понятия «разность» учащимся предлагалось решить следующую задачу: два числа 5 и 3 пришли однажды в такое место, где валялось много разных разностей, и стали искать свою. Найди разность этих чисел.

4 класс: У бабушки в шкафу спрятана банка с вареньем. В банке с вареньем 650 г варенья. Внук Коля разведал, где банка, и каждый день съедает по 5 ложек . Сколько граммов варенья  в банке обнаружит бабушка через 20 дней, если известно, что в каждую ложку, съеденную внуком, помещается 5 г варенья?

3 класс: В доме 12 чашек и 9 блюдечек. Дети разбили половину чашек и 7 блюдечек. Сколько чашек осталось без посуды и сколько посуды осталось целой?

Такие задачи использую и при работе над изученным материалом, например, при работе над формированием понятия «разность» учащимся предлагалось решить следующую задачу: два числа 5 и 3 пришли однажды в такое место, где валялось много разных разностей, и стали искать свою. Найди разность этих чисел.

 При работе над темой «Нахождение части от числа» использую задачи подобного вида: «Друзья составили про Петю задачу: наш друг Петя ест невкусную макаронину длиной 60 км. В первый день он съел пятую часть всей макаронины, во второй-четвертую часть всей макаронины. Сколько километров  невкусной макаронины съедено Петей за два дня?

Работая над задачами на движение, использую такую задачу: «Боксер, каратист и штангист погнались за  велосипедистом со скоростью 12 км/ч. Догонят ли они велосипедиста, если тот, проехав 45 км со скоростью 15 км/ч, приляжет отдохнуть на часок?

На уроках русского языка и литературного чтения в качестве языкового материала для развития логического мышления и формирования тех или иных понятий широко использую игры и задания с пословицами. Например, при обучении краткому пересказу и сжатому изложению, можно использовать игру «Сократи рассказ». Эта игра учит умению выделять и обобщать основные события, отвлекаясь от второстепенных. Детям предлагается небольшой рассказ (познавательного характера или на морально-этические темы.) После прочтения рассказа дети должны максимально  сжато передать его суть своими словами, используя 3-4 предложения. Более продуктивной  и интересной игра может оказаться, если сравнить получившиеся мини-тексты между собой, а также оценить их с точки зрения лаконичности и существенности переданной информации. Надо сказать, что учащиеся справились с заданиями по-разному. Некоторые не смогли воспроизвести   весь рассказ сжато, увлеклись началом, а продолжения не последовало. Были такие, которые показали свое мнение. Например,  … и скакун ему отомстил… ( девочка высказала мнение, которое ей показалось справедливым) Использование игры «Судьи» на уроках русского языка позволяет не только сформировать умение сравнивать и выделять существенные моменты высказывания, развивает также  способности к смысловому обобщению, но и  использовать материал пословиц для разнообразной работы над предложением ( синтаксический разбор предложения), фонетический разбор слов, морфологический разбор частей речи( в зависимости от изучаемой темы). Дети выполняют роль судей, их задача -понять суть услышанных пословиц и оценить их сходство. Если  обе пословицы отражают одну и ту же мысль, нужно поднять карточку со знаком «+», а если между пословицами нельзя установить никакой смысловой связи- карточку со знаком «-», а если между пословицами нельзя установить никакой смысловой связи-карточки со знаком «0» Выигрывает тот, кто сохранит максимальное количество штрафных фантов, то есть допустит наименьшее количество ошибок. Например,  использую следующие пословицы: «Кто кого обид-т, тот того и (не)навид-т», « За шутку (не )с-рдись, а в обиду (не) давайся»(0)  Правильно определив смысловую связь,  с доказательными рассуждениями, учащиеся работают над объяснением правописания,  выполняют морфологический разбор глаголов по вариантам( 1в-обидит, 2-в- ненавидит, определяют спряжение глаголов, падеж имен существительных.

При изучении темы «Лексика» на уроках русского языка использую игру «Общее и особенное» Ребятам предлагается сравнить и назвать, что общего ( чем похожи) и особенного( чем отличаются) предметы и явления в следующих парах: медведь-лиса, море-река, дерево-цветок, добрый- злой, умный –сообразительный.

 Задание: 1.определи лексическое значение слов: умный - сообразительный, подбери синонимы к данным прилагательным; 2.найди антонимы, обоснуй  свой ответ; 3. Составь синонимический ряд к словам море, река.

На уроках русского языка использую игру «Скажи иначе». Игра направлена на развитие умения соотносить смысл разных по форме, но одинаковых по содержанию предложений, а также передавать  смысл суждений другими словами. На минутках чистописания учащимся предлагается предложение, например, «Я люблю солнечную погоду». Учащиеся должны выразить мысль   этого предложения так, чтобы  не повторить ни одного слова.  (может  получиться предложение: « Мне очень нравится, когда  небо чистое и нет дождя» С получившимся предложением можно предложить выполнить задание в зависимости от изучаемой темы. (синтаксический  разбор предложения, морфологический разбор слов, морфемный анализ слов и т.п.)

На уроках трудового обучения стараюсь учащихся увлечь работой необыкновенным способом. Мы не просто лепим из пластилина посуду, а открываем «свои магазины», придумываем им  названия, выставляем товар на «продажу», получаем бонусы( формативное оценивание). На уроках изобразительного искусства использую игру «Коллекция репродукций»- предлагается 10 репродукций картин известных художников, учащиеся должны определить жанр произведения и распределить их на группы так, чтобы в каждой из составленных им групп были картины, объединенные каким-нибудь общим признаком .Группировку можно осуществить , например: на основании принадлежности определенных объектов к тому или иному классу: люди, растения, животные; на основании общности эмоционального тона изображений: радостные, печальные , нейтральные; по цветовой гамме картин и другим признакам. Чем больше таких признаков найдет  ребенок, тем лучше. Важно только, чтобы после проведенной группировки он объяснил, почему его коллекция  репродукций распределена на группы таким образом. Дело в том, что группировка по второму признаку является одним из показателей художественной одаренности.

Организация работы таким образом дает свои результаты. Мои учащиеся  не раз становились победителями и призерами олимпиад и интеллектуальных конкурсов разного уровня.

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину