НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Павлова Надежда Владимировна, преподаватель класса предшкольной подготовки, КГУ «Средняя многопрофильная школа №37» акимата города Усть-Каменогорска, Казахстан, Восточно-Казахстанская область, город Усть-Каменогорск

 

 

Использование мнемотехнологии при ознакомлении старших дошкольников с декоративно-прикладным искусством казахского народа на занятиях изобразительной деятельности

Использование мнемотехнологии при ознакомлении старших дошкольников с декоративно-прикладным искусством казахского народа на занятиях изобразительной деятельности

В современных условиях осознания духовных основ развития общества, актуальной является проблема глубокого и научно-обоснованного учета особенностей национальной культуры в работе с детьми. В последнее время в дошкольной педагогике обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения среди основных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста определено: «формирование ценностных ориентаций у ребенка на образцах позитивного социального поведения человека, нормах, правилах поведения, народных обычаях и традициях, сложившихся в казахстанском обществе, на основе национальных традиций народов Казахстана». Необходимость формирования национальных ценностей предусмотрена и Типовой учебной программой дошкольного воспитания и обучения (от 12 августа 2016 года № 499).  Таким образом, анализ нормативных документов, регулирующих систему дошкольного образования, позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день приоритетной задачей должно стать развитие познавательного интереса дошкольников к декоративно-прикладному искусству казахского народа. Большую возможность для реализации этой задачи предоставляет изобразительная деятельность.

Анализ программного материала образовательной области «Творчество», даёт основания говорить о том, что в работе с детьми старшего дошкольного возраста предусмотрено достаточно большое количество тем, на материале которых можно вести работу над развитием познавательно-речевого интереса к декоративно-прикладному искусству казахского народа. Это послужило толчком к разработке и созданию  мнемотаблиц по изобразительной деятельности (см.Приложение)

Цель использования мнемотехнологии в изобразительной деятельности: использовать приёмы мнемотехники в знакомстве с декоративно-приклвдным искусством казахского народа.

Задачи: закрепить умение детей создавать казахские национальные предметы, казахский национальный орнамент с опорой на мнемотаблицу; совершенствовать познавательную, творческую, речевую активность в ходе создания декоративных предметов; способствовать развитию образного и логического мышления;  воспитывать интерес к казахскому национальному декоративному искусству, уважение к традициям и обычаям казахского народа.

Стать подлинным гражданином своей Родины невозможно без осознания себя ее частицей, продолжателем рода и хранителем этнокультурной среды.  Декоративное искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.  

На занятиях по изобразительной деятельности создаются условия для изучения народного декоративно-прикладного искусства. Дети знакомятся с казахскими национальными традициями, обрядами, предметами, украшенными национальным орнаментом.  Такие занятия расширяют границы представлений о прошлом.

На занятиях по декоративному рисованию, лепке и аппликации, педагог должен сам владеть определенными умениями, знать последовательность изготовления того или иного изделия. Педагог не только дает детям определенный объем знаний о народно-декоративном предмете, но и учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к традициям и обычаям казахского народа, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий. С детьми 5-7 лет,  периодически могут проводиться занятия творческого характера, на которых они на основе разных видов казахских национальных орнаментов, самостоятельно придумывают национальные орнаменты (например, украсить одежду, посуду, мебель, ковер и т.д).

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию умения создавать, составлять и изображать казахский орнамент, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.  Данная методика учит детей выполнять работу, следуя алгоритму, позволяет  подробно изучить способы выполнения работы, знакомит с разновидностями казахских орнаментов.

Как правило, дети испытывают трудности в запоминании этапов работы, способов выполнения, названии элементов казахского орнаментов.  В результате дошкольники неоднократно переспрашивают, выполняют работу, нарушая алгоритм действия, не запоминают названия элементов орнаментов. Использование приёмов мнемотехники решает эти проблемы, так как облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». Применяя приёмы мнемотехники, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Таким образом, использование в работе с детьми, мнемотехники в изобразительной деятельности повышает эффективность усвоения детьми знаний о декоративно-прикладном искусстве казахского народа, расширит их словарный запас. Эта методика способствует  развитию памяти, образного мышления, ассоциативного мышления, а так же побуждает  детей фантазировать.

 

Литература:

 

1. Баймуканова Т. А. Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно- прикладного искусства // Ребёнок в детском саду. - 2013. - № 4. - С. 15-16.

2.Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения  РК от 23 августа 2012 года № 1080 - 2012. - 36 с.

3. Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения (от 12 августа 2016 года № 499).

4. Лепка Методическое руководство для педагогов предшкольных групп и классов по Типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения. -  Алматыкітап баспасы, 2017

5. Рисование/ Методическое руководство для педагогов предшкольных групп и классов по Типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения. -  Алматыкітап баспасы, 2017

6. Аппликация/ Методическое руководство для педагогов предшкольных групп и классов по Типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения. -  Алматыкітап баспасы, 2017

 

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину