НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Передериева Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ Щедровская ООШ, с. Щедровка, Чертковский район, Ростовская область, Россия

 

Кружок «Русская речь»

Кружок Русская речь Передериева Г.А.doc (107 КБ)

Пояснительная записка

Настоящий элективный курс по русскому языку разработан на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку для основной школы. Авторы  УМК С.И. Львова, В.В. Львов; Русский язык.9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1, 2/С.И. Львова, В.В. Львов.- 6-е изд., перераб. –М.: Мнемозина, 2012. 

Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания образования по литературе.

При составлении программы руководствовались следующими документами:

1.         Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012. Ст. 88;

2.         Приказ Минобразования Ростовской области № 24/4.1.1-4851/м от  08.08.2014 «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»;

3.         Устав МБОУ Щедровская ООШ;

4.         «Положение о рабочей программе учебных курсов, дисциплин, модулей», приказ № 75  от 27.08.2014

 

Предлагаемый кружок предназначен для учащихся 8- 9 классов и рассчитан на 34 часа.

Цель курса — научить обучающихся интерпретировать художественный текст на основе его основных единиц и категорий.

Учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

 Работа в кружке опирается на уже имеющиеся знания по теории литературы, теории текста, стилистике. Занятия по многоаспектному анализу текста призваны синтезировать эти знания. Ученик должен научиться рассматривать произведение как единый, динамически развивающийся и вместе с тем «внутренне завершенный мир» и последовательно использовать при его интерпретации как собственно литературоведческие, так и лингвистические приемы, и методы исследования текста. Лингвистический анализ помогает выявить дополнительные «приращения смысла», которые развиваются у слов и грамматических форм в тексте, показать развертывание и соотношение концептуально значимых семантических полей, определить семантику ключевых текстовых единиц и «игру» значений.

Цель кружка предполагает взаимодействие литературоведческого и лингвистического подходов к нему. Художественный текст в этом плане рассматривается и как эстетический феномен, обладающий цельностью, образностью.

Анализ художественного произведения сопровождается вопросами и заданиями, обращенными к ученикам. На основе уже имеющихся у них знаний они должны проанализировать предлагаемые им на конкретном материале тексты или приемы построения художественного произведения, а на завершающем этапе обучения сделать комплексный анализ текста небольшого объема

Курс предполагает целостное рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации.

Как самая крупная языковая единица текст интегрирует в себе значение всех других единиц языка (предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков). Текст помогает помочь любой языковой единице выступать в своей функциональной роли.

Работа с текстом позволяет ученику проявить знания, вырабатывает умение ориентироваться в языковом материале.

Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только  теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Многоаспектный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме, но следует  учитывать, что три содержательные линии заданий к тексту должны оставаться: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности.

Содержание учебного предмета, курса

Цель: формировать стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации

составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.

1.  В ходе занятий учащиеся должны научиться:

- работать с тестовыми заданиями;

- писать сжатое изложение публицистического стиля

- обозначать проблему текста для написания сочинения

- владеть формами обработки информации исходного текста (микротема, сжатие, абзацы);

– понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;  

- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

-  сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи,

   задачами курса соответственно являются:

-  изучать признаки и основные категории художественного текста как особой эстетической реальности;

-  рассматривать принципы построения целостного текста;

-  выявлять способы выражения авторской позиции в тексте;

-  знакомиться с различными подходами к анализу художественного текста, с

  разными приемами его интерпретации;

- формировать у обучающихся умения и навыки анализа художественного текста и отдельных его категорий.

Ход занятия

1.         Работа по теории (повторение правил, изучение трудных случаев правописания).

2.         Практическая часть (выполнение тренировочных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности;

3.         Закрепление орфографических и пунктуационных навыков.

4.         Домашнее задание

 

Часть 1. Учимся писать сжатое изложение и 15.1, 15.2 и 15.3

Часть 2. Учимся выполнять тестовые задания

Требования к уровню подготовки в 9 классе поданному курсу

 - формирование умений свободного пользования языком во всех сферах его применения;

 - формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения и орфографической зоркости;

   -  обучение школьников умению связно излагать свои мысли в письменной форме;

  - формирование навыков комплексного анализа текста;

  - углубление знаний учащихся о целостном восприятии фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики,

     словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации;

  - формирование речевой и коммуникативной компетентности.

 

Основные умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся:

  - владеть нормами литературного языка и грамотного письма;

   - анализировать тексты разных функциональных стилей и типов с точки

    зрения приобретения навыков орфографической и пунктуационной зоркости;

   - пользоваться разнообразием языковых средств в собственных текстах;

   - обогащать свой лексический запас, умело пользуясь словарями разных типов;

  -  приобретать необходимую языковую риторическую эрудицию.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Наименование

раздела, темы

 

Ч

а

с

Примечание

Пл.

Фкт

1.

 

 

Что такое текст. Микротема.  Абзац

1

 

2.

 

 

 Что такое текст. Микротема.  Абзац

1

 

3.

 

 

Что такое текст Микротема.

Абзац

1

 

4.

 

 

Как строится   сжатое

изложение

1

 

5.

 

 

Что такое компрессия

текста?

1

 

6.

 

 

Компрессия

текста.Исключение

1

 

7.

 

 

Компрессия

текста.Обобщение

1

 

8.

 

 

Компрессия

текста.Упрощение

1

 

9.

 

 

Практическое занятие.

Сжатое изложение

1

 

10.

 

 

Структура сочинения

на лингвистическую тему

1

 

11

 

 

Тезис, аргументы

Сочинения на лингвистическую тему

1

 

12

 

 

Практическое занятие.

Сочинение на лингвистическую тему

1

 

13

 

 

Структура сочинения-рассуждения по тексту

1

 

14

 

 

Тезис, аргументы сочинения-рассуждения

1

 

15

 

 

Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

1

 

16

 

 

Подготовка к сочинению-рассуждению по заданному слову «Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ?»

1

Работа с тестом.

17

 

 

Работа со словарем. Лексическое значение слова.

1

Работа с тестом.

18

 

 

Работа со словарем. Лексическое значение слова.

1

Работа с тестом.

19

 

 

Средства выразительности (метафора, эпитет, сравнение,

олицетворение и др.).

1

Работа с тестом.

20

 

 

 Правописание гласных в корне. Чередующиеся гласные в корне слова.

1

Работа с тестом, комментированное письмо

21

 

 

Правописание приставок.

1

Работа с тестом. комментированное письмо

22

 

 

Правописание суффиксов.

1

Работа с тестом. комментированное письмо

23

 

 

Стили речи.

1

Работа с тестом.

24

 

 

Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

1

Работа с тестом. комментированное письмо

25

 

 

Грамматическая основа предложения.

1

Работа с тестом. комментированное письмо

26

 

 

Обособленные члены предложения.

1

Работа с тестом. комментированное письмо

27

 

 

Знаки препинания в простом осложненном предложении и в сложном бессоюзном предложении.

1

Работа с тестом. комментированное письмо

28

 

 

Количество грамматических основ.

1

Работа с тестом.

29

 

 

Знаки препинания в сложном предложении с сочинительной и

подчинительной связью.

1

Работа с тестом.

30

 

 

Сложные предложения с разными видами связи.

1

Работа с тестом.

31

 

 

Сложные предложения с разными видами связи.

1

Работа с тестом.

32

 

 

Морфология и орфография.

1

Работа с тестом.

33

 

 

Синтаксис и пунктуация.

1

Работа с тестом.

34

 

 

Синтаксис и пунктуация..

1

Работа с тестом.

 

Планируемые результаты

Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

 

Аудирование:

- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

Чтение:

- владеть техникой чтения;

- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

- владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

- правильно расставлять логические ударения, паузы;

- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

Говорение:

- доказательно отвечать на вопросы учителя;

- подробно и сжато излагать прочитанный текст,, сохраняя его строение, тип речи;

- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.

Письмо:

- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

- создавать письменное высказывание разных типов речи;

- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;

- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

- делить текст на абзацы;

- писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);

- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

- выражать свое отношение к предмету речи;

- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;

- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);

- исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

Фонетика и орфоэпия:

- выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;

- различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;

- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемо­го звука  и объяснения написания слова;

- находить в художественном тексте явления звукописи;

- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

- работать с орфоэпическим словарем;

Графика:

- правильно произносить названия букв русского алфавита;

- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;   

Морфемика:

- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

- подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; - учитывать различия в значении  однокоренных слов, вносимые приставками и суф­фиксами;

- пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;

- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в  художественных текстах;

Лексикология:

- объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование  подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

- пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения  слова, словарями синонимов, антонимов;

- распределять слова на тематические группы;

- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

- различать прямое и переносное значение слов;

- отличать омонимы от многозначных слов;

- подбирать синонимы и антонимы;

- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

- находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

Морфология:

- различать части речи;

- правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных, глаголов;

- уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;

- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; 

 Орфография:

 - находить орфограммы в морфемах;

  - группировать слова по видам орфограмм;

  - владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами  применения изученных правил орфографии;

  - устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;

- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

Синтаксис и пунктуация:

- выделять словосочетания в предложении;

- определять главное и зависимое слово;

- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

- выделять основы предложений с двумя главными членами;

- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

- составлять простые и сложные предложения изученных видов;

- соблюдать верную интонацию конца предложений;

- опознавать предложения,  осложненные однородными членами,  обращениями, вводными  словами;

- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;

- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных  синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические  обозначения;

      - самостоятельно подбирать примеры на изученное

                              Литература, материалы:

  1. ГИА 2016. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания/ Г.Т. Егораева.- М.: Издательство «Экзамен», 2016.- 110, (2)с. (Серия «ГИА. 9 кл. Типовые тестовые задания»)
  2. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
  3. ГИА -2016. Русский язык:типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов/ под ред. И.П. Цыбулько – М.: Национальное образование, 2015. – 112с. – (Гиа – 2012. ФИПИ – школе).
  4. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации – 2012: учебно – методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации/ Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2016.
  5. Русский язык: 9 кл.: Материалы для подгот. К итоговой аттестации: пособие для учащихся/ Т.Ю. Угроватова. – М.: Просвещение, 2005.
  6. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1983. – 128 с.
  7. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 9 класс/В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, М.Н. Махонина, Г.А. Богданова, М.В. Шульга, М.А. Пильгун, А.О. Татур. – М.: «интеллект- Центр», 2004.-96 с.
  8. Малюшкин А.Б. Русский язык. Комплексный анализ текста. Новые билеты. Ключи.-М.: ТЦ Сфера, 2006.- 160 с.
  9. Лосева Л.М. Как строится текст: Пособие для учителей/ Под ред. Г.Я. Солганика.- М.: Просвещение, 1980.-94 с.
  10. А.Б. Малюшкин Комплексный     анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 112 с.
Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину