НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Никонова Мария Романовна, воспитатель, ГБОУ ВО "Высшая школа музыки РС(Я) (институт) им. В.А.Босикова", Республика Саха (Якутия), г. Якутск

 

 

"Семейное чтение"

"Семейное чтение"

 

Введение

Актуальность исследования

Чтение, книга – это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, речевого, нравственного культурного, эстетического, информационного, говоря шире – интеллектуального и чувственного: средство развития всех способностей.

 Кружок выразительного чтения, который я начала проводить сравнительно недавно, появился не на пустом месте, так как увлечение поэзией сопровождало меня за все годы работы с детьми: это и поэтические пятиминутки, и семейные чтения, и помощь в подготовке  к урокам чтения, и корректировки выступлений детей перед аудиторией.

Ребенка можно научить выразительно читать лирику, применяя специальное обучение. И эмоциональность младших школьников создает все предпосылки для работы над навыком выразительного чтения.

Отсюда возникает проблема исследования, которая заключается в поиске оптимальных путей формирования навыка выразительного чтения при изучении лирических стихотворений.

Объектом исследования является кружковая деятельность младших воспитанников 4 и 5 коттеджей, направленная на изучение лирических стихотворений и формирование в процессе его усвоения полноценного навыка чтения.

Предмет исследования состоит в определении наиболее эффективных способов формирования навыка выразительного чтения на материале лирических стихотворений во внеурочное время.

Проблема, объект и предмет исследования указывают на необходимость постановки цели: уточнить методические условия формирования у воспитанников умения выразительно читать лирические стихотворения.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Изучение теоретических основ обучения выразительному чтению стихотворений.

2. Определение у воспитанников уровня сформированности умения выразительно читать лирические стихотворения.

3. Определение у воспитанников уровня сформированности умения выразительно читать лирические стихотворения после специального обучения.

  1. Теоретическая  часть

 ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ - искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению. Термин "выразительное чтение" получил распространение в середине 19 века и наравне с терминами "декламация" и "художественное чтение" обозначал искусство художественного слова и предмет обучения этому искусству детей.

Изучением рассматриваемой темы занимались такие ведущие ученые, как Формина Л.Р., Голуб И.Б., Розенталь Д.Э., Рыбникова М.А.

По мнению Рыбниковой М.А., выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор произведения и является ключом к пониманию его содержания. Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подыто­живает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения. И если ученики чи­тают бесстрастно, думая только о формальной стороне чтения, не представляя себе картин, о которых рассказывают», т. е. просто «проговаривают слова», то что тут говорить о воздействии ху­дожественного слова на их чувства, о понимании и толкова­нии ими поэтического текста ?

Исполнение должно иметь целью произнести текст с максимальной передачей темы произведения и его идейного замысла, считает М.А.Рыбникова. Чтение должно соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям; это исполнение воплощает в голосе логическую и синтаксическую мелодию речи, музыку и ритм стиха, тот или иной строй прозы. Это исполнение должно соответствовать правилам грамотного произношения, того, что называется орфоэпией; оно должно быть, само собой разумеется, громким, ясным, доносящим до слушателя с полной четкостью звучащее слово. 

Обычные недостатки детской речи - отсутствие громкой и чет­кой речи, основные ошибки в произношении преодолеваются начальной школой.

Каждый ответ, цитата из стихотворения, пример по грамма­тике должен приводиться в соответственной голосовой подаче. «Не спеши, говори громко, ясно. Повтори еще раз, произнеси так, что­бы все тебя слышали и поняли». Все, что можно сказать на па­мять, следует произносить без книги, наизусть, так как устная речь естественнее, живее, проще, а потому выразительнее. Приво­дя цитату, ученик повторит ее без книги, наизусть. Загадки, по­словицы, над которыми работают в классе,— все это материал для шлифовки дикции и для культуры живых интонаций.

Сами учителя, их манера речи, их выразительное слово, их рассказ, их чтение стихов - все это постоянный пример для уча­щихся. И потому педагог должен говорить громко (но не крикли­во), ясно и четко (но живо), эмоционально (но без нервных на­жимов и с минимальным количеством жестов). Как только явля­ется возможность, словесник должен произносить стихи наизусть, давая учащимся заучивать на память, учитель не должен освобож­дать себя от этого задания. На класс производит исключитель­ное впечатление, когда новое стихотворение доходит до слуха из уст учителя, а не из книги. Это удесятеренное внимание, это ощутимое переживание происходящего в рассказе!

Итак, прежде всего повседневное внимание к произношению, к четкости и ясности слова, к живости и простоте речи.

И во вторую очередь - система занятий, посвященных выразительному чтению стихов. Выразительное чтение наставника обычно предваряет разбор про­изведения и является ключом к пониманию его содержания. Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подыто­живает анализ, практически реализует понимание и толкование  произведения.

Учащиеся должны прийти к мысли и к выводу, что вырази­тельно прочитать — это значит подать голосом идею и тему про­изведения.

Причем далеко не каждый ученик способен схватить сразу тональность произведения и выразить ее в го­лосе. Над этим приходится работать.

По мнению Рыбниковой, первая и основная задача препо­давателя литературы - истолкование внутреннего содержания произведения, выявление темы, предмета изображения, и глав­ное - выявление авторского отношения к предмету изобра­жения (гнев, восторг, ирония, спокойствие, веселость, грусть, на­смешка, восхищение).

По  методике М.А.Рыбниковой:

Теоретические сведения

1. По технике речи. Требования, которые предъявляет искусство чтения к дыханию, дикции, орфоэпии.

2. По логике чтения. Логические паузы. Их длительность и характер (качество). Логические ударения и приемы их практи­ческого осуществления. Сочетание силы голоса, высоты и длитель­ности в ударении. Темп. Ритм. Соотношение логических и ритми­ческих пауз.

3. По эмоционально-образной выразительности. Видения. Адресат. Позиция. Поза. Сопереживание. Словесное дей­ствие. Паузы: психологические, начальные, финальные.

Практические навыки

1. По технике речи. Дышать незаметно. Часто, но не уча­щенно. Умело использовать паузы для добора (пополнения запаса) воздуха. Читать четко, внятно (не заглатывать звуков, не гну­савить). Соблюдать нормы орфоэпии.

2. По логике чтения. Овладеть «шестью рычагами»: гром­че - тише, выше - ниже, быстрее - медленнее. Овладеть умением «читать знаки препинания». Выполнять различные задания по определению места и характера пауз в поэтическом тексте, а также по  определению качества логических  ударений и практическому их осуществлению в процессе выразительного чтения.

Важнейшим компонентом выступления является звучность или сила голоса. Не следует путать звучность (силу) голоса и громкость  голоса. Звучность связана с выразительностью, с фразовым (логическим) ударением, что достигается путем напряжения в голосе. Лектор может говорить не громко, но всем слышно. Это эффект поставленного голоса.

Звучность голоса зависит от двух причин: психологической и физиологической.

Психологическая причина: отсутствие уверенности в себе и эмоционального подъема. Отсутствие уверенности в себе чаще всего связано с плохим знанием вопроса, по которому вы выступаете. Поэтому, соответственно снимается неуверенность овладением тем или иным вопросом в полной мере.

Физиологическая причина:

Должно быть правильное дыхание. Дыхание должно быть глубоким, частым и контролируемым. Сила зависит от активности работы органов речевого аппарата. Чем больше давление выдыхаемого воздуха через голосовую щель, тем больше сила звука.

Важное условие слышимости голоса – полетность. Этим термином специалисты определяют способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость.

Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упражнениями. Воспитание голоса - процесс индивидуальный и трудоемкий. Он требует строго индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов.

Нормальный темп.

Четкость в произношении во многом зависит от его темпа. Темп – это прежде всего скорость речи. Скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, а так же пауз в сочетании с ритмической организованностью, размерностью речи составляют ее темпоритм. Это очень важный элемент речи, так как интонация и паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателя. Пауза – краткая остановка в ходе речи. Пауза обеспечивает процесс дыхания. Те, кто не умеют ею пользоваться, задыхаются от нехватки воздуха – речь становится аритмичной и невнятной. Пауза дает возможность сообразить, что сказать дальше, или вспомнить нужное слово. Но пауза нужна и для того, чтобы выделить композиционные и смысловые части выступления. Без них речь выглядит смазанной и воспринимается с трудом. 

Скорость речи зависит от индивидуальных качеств человека, содержания его речи и ситуации общения. Трудная часть материала  излагается замедленным темпом, дальше можно говорить быстрее. Обязательно замедляется речь, когда нужно сформулировать тот или иной вывод – определение, правило, принцип, закон. Следует учитывать и степень возбуждения: чем более возбужден ученик, тем медленнее и тише следует говорить учителю.

Для достижения выразительности звучания следует мастерски пользоваться логическими и психологическими паузами. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - безжизненна. Удлиненная пауза помогает сосредоточить внимание аудитории. Если в кульминационный момент прекратить говорить и поднять палец или голову, глядя поверх голов слушателей, наступает звенящая тишина – и все внимательно следят за лектором. В устной речи пауза часто соответствует знакам препинания на письме.

 Паузы, темп и мелодика речи в совокупности составляют интонацию. Монотонная речь вызывает скуку, понижение внимания и интереса.

Высота голоса.

Существенное значение имеет гибкость, подвижность голоса, умение легко его изменять. Подвижность голоса, прежде всего, касается его изменений по высоте. Высота - тональный уровень голоса. Человеческий голос может свободно изменяться по высоте в пределах двух октав, хотя в обычной жизни мы обходимся тремя - пятью нотами. Диапазон – объем голоса. Границы его определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона ведет к появлению монотонности. Однообразие звучания притупляет восприятие, усыпляет. Поэтому необходимо избегать монотонности, пользоваться разными тонами. Но надо помнить, что слишком высокий тон возникает при возбуждении, нервозности, в запале спора, реже застенчивости или нехватки дыхания. Чтобы избежать повышенного тона, неустойчивого голоса, следует не слишком волноваться при выступлении, избегать резких споров, не давать воли эмоциям. Слишком низкий тон объясняется обычно отсутствием у говорящего воодушевления, увлеченности предметом речи, а то и робостью, застенчивостью. И бороться с этими недостатками надо, вырабатывая в себе смелость, приобретая знания по теме выступления, развивая в себе заинтересованность в этих знаниях, интерес к изучаемым в университете дисциплинам. 

Тембр.

Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной окраски. Тембр - окраска звука, яркость, а так же его мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд обертонов, т.е. дополнительных звуков, более высокой, чем в основном тоне, частоты. Чем больше этих дополнительных тонов, тем ярче, красочнее звуковая палитра человеческого голоса.

Тембр голоса можно изменять с помощью резонаторов, которые усиливают и обогащают звук.

Трудно, а то и не возможно, изменить окраску глосса, но постараться улучшить ее можно.  Надо помнить, что она меняется от психологического состояния выступающего. Звучание глосса ухудшается, если человек устал, подавлен, сердится или стесняется. Если же наши мысли ясны, мы  уверенны в своих силах, звучание глосса становится чище и прозрачнее. Тембр изменяется также в худшую или лучшую сторону в зависимости от того, насколько напряжены мышцы горла, поворотлива челюсть, подвижны губы и мягкое небо. Наиболее часто встречающимися недостатками тембра могут быть одышка, хрипота, резкость, гнусавость.

Одышка, как правило, следствие частых вдохов и выдохов.

Хрипота обычно появляется оттого, что голосовые связки недостаточно вибрируют, хотя может быть и от переутомления голосовых связок.

Резкость в голосе вызывается также состоянием голосовых связок. Они могут быть слишком сомкнуты, впрочем и глотка может быть по каким то причинам сдавлена. Чаще всего пронзительность голоса возникает от сверхнапряжения и нервозности.

Гнусавость – это чрезмерное пропускание воздушной струи через носовую полость.

Артикуляция.

  Артикуляция – это прежде всего правильное и отчетливое произношение звуков. А в этом главную роль уже играют не голосовые связи, а органы произношения, среди которых, как правило, различаются активные (язык и губы) и пассивные (зубы, десны, мягкое и твердое небо).

  Механизм произношения слов представляет собой довольно сложную систему, составными частями которой является аппарат дыхания, голосовые связки, полости рта и носа, язык, губы и.т.д. действия всех этих частей произносительной системы скоординированы между собой без усилий со стороны говорящего. При естественном, автоматическом говорении органы произношения оказывают нужное влияние на все особенности голоса, определяющие его качества: звучность, тембр, высоту, темп, артикуляцию.

  Причины недостатков в произношении кроются в личности выступающего, надо преодолевать свои недостатки и тогда они исчезнут и в произношении.

Выразительность чтения.

  Выразительное чтение – это чтение с правильным литературным произношением, чтение с расстановкой фразового, логического ударения, чтение с нужной интонацией и дикцией, с определенным эмоциональным настроением. Именно выразительное чтение чего-либо способствует лучшему восприятию и пониманию содержания читаемого текста. Но «с ходу» такого чтения не добьешься, поэтому текст должен быть знаком и соответствующим образом подготовлен к использованию в аудитории. А это бывает обычно в домашних условиях. Надо несколько раз прочитать текст, уяснить тему, идею, понять, где главная информация, где добавочная, а где вообще второстепенная, а может быть даже избыточная. Исходя из этого, нужно разделить текст на смысловые части, вначале более крупные, а внутри них более мелкие. Все эти части можно даже условно озаглавить, чтобы представить, в каком тоне читать ту или иную из них. Затем следует языковая обработка текста. Проверяем, знаем ли мы значение всех слов, правильное ударение, сочетаемость. Смотрим структуру фраз, особенно сложных конструкций.

Отсюда одна из первоочередных  забот – воспитание у школьников полноценного эмоционального восприятия художественной литературы. Этому содействуют разные виды активной творческой деятельности учащихся на уроке,  и в первую очередь выразительное чтение.

Процесс подготовки выразительного чтения создает на уроке атмосферу творческого приобщения к искусству, помогает школьникам с наибольшей полнотой и эмоциональностью постигать идейно - художественную суть изучаемого произведения, формирует умения и навыки творческого подхода к анализу художественного текста и его воплощению в звучащем слове, играет важную роль в развитии устной речи.

Особенно большое значение играет выразительное чтение при изучении лирики.

Лирическая поэзия – важный элемент школьного курса литературы. Она приобщает к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных её проявлениях.

Являясь высшим выражением духовной культуры народа, она играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период её становления и развития. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир. Лирические строки, воспринятые сердцем, делают нас лучше, отзывчивее, благороднее. Подлинная поэзия проникает в самые сокровенные уголки сознания. Она расширяет духовные горизонты, формирует способность понимать нравственную ценность личности, умение сопереживать.

Все это возможно лишь тогда, когда чтец донесет до слушателя все те чувства и переживания, которые испытывал поэт, то волнение, которое охватывало его душу. И происходит это посредством выразительного чтения, которое помогает воспринять произведение, правильно его проанализировать, а потом передать эти чувства и переживания другим слушателям.

  1. Практическая часть

Особенности формирования у воспитанников умения выразительно читать лирические стихотворения.

Для того, чтобы определить начальный уровень сформированности умения выразительно читать стихотворения, во время занятий кружка был проведен констатирующий эксперимент. Каждый из воспитанников выразительно читает стихотворение  Сформированность навыка выразительного чтения стихотворения осуществлялась по следующим критериям:

1. правильное словесное ударение;

2. правильное дыхание;

3. изменение силы голоса;

4. правильная интонация;

5. правильная постановка фразового и логического ударения;

6. правильная расстановка пауз;

7. оптимальный темп чтения.

Полученные результаты показывают, что навык выразительного чтения стихотворения у экспериментируемых развит на невысоком уровне, исключение составляли Милена, Лиля. Если Нюргун, Мичил, Вениамин умеют правильно управлять дыханием, то у них отсутствует изменение силы голоса, не умеют выбирать нужную интонацию, не имеют представления, что такое фразовое и логическое ударения, не обращают внимания на паузы и на темп чтения.

Отсюда вытекает задача на занятиях кружка выразительного чтения последовательно учить компонентам выразительного чтения. По данным результатам можно сделать вывод, что большинство детей не умеют читать стихотворения с должной интонацией, не соблюдают темп, паузы, читают монотонно и на одном дыхании. Во многом данные факты  объясняются тем, что дети имеют самые общие представления о выразительности чтения. Это стало ясно из ответов воспитанников на вопрос: «Что значит читать выразительно?».

В опросе принимало участие 10 детей. После анализа  ответов детей, получились такие результаты: половина опрошенных считает, что читать выразительно- это, значит, читать громко; трое считают, что это, значит, не спешить, читать медленно, делая паузы между словами; двое ответили, что надо читать слова с правильным ударением. Таким образом, полного, исчерпывающего ответа никто из опрошенных не дал.

Формирующий эксперимент.

На основе анализа теоретической и методической литературы, а также   с учетом результатов констатирующего эксперимента разработала и в будущем планирую провести обучающий эксперимент на занятиях кружка выразительного чтения. Целью эксперимента станет формирование на занятиях кружка умения выразительно читать лирические стихотворения.

Обобщенное содержание и последовательность экспериментального обучения представлены в таблице.

Программа формирующего эксперимента.                                        

занятия

Тема

занятия

Задачи

Формируемые знания и умения

1.

Тютчев Ф.И.

«Зима недаром злится…»

1.Постановка речевого дыхания.

2.Анализ стихотворения с целью уточнения языковых средств выразительности.

3.Работа над постановкой логического ударения при чтении стихотворения.

  1. Умение правильно брать дыхание.
  2. Развитие поэтического слуха и навыка слушания.
  3. Умение определять языковые средства.
  4. Умение правильно ставить логическое ударение в тексте.
  5. Умение правильно проанализировать текст

2.

Чуковский К.И.

«Мойдодыр»

1.Постановка речевого дыхания.

2.Анализ стихотворения с целью уточнения языковых средств выразительности

3.Наблюдение над связью между чувствами лирического героя, постановкой логического ударения и изменением силы голоса при чтении стихотворения.

  1. Умение правильно брать дыхание.
  2. Умение целостно воспринять и осмыслить текст.
  3. Умение правильно ставить логическое ударение в тексте.
  4. Умение правильно использовать силу голоса.
  5. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом.
  6. Умение правильно делать паузы при чтении лирического стихотворения

3.

Есенин С.А.

«Песнь о собаке»

1.Работа над анализом лирического произведения;

строфическая организация стихотворения; языковые особенности стихотворения

2.

Наблюдение над связью между чувствами лирического героя, постановкой логического ударения и изменением силы голоса при чтении стихотворения

  1. Умение целостно воспринять и осмыслить текст.
  2. Умение чувствовать и понимать образный язык поэтической речи.
  3. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом.
  4. Умение правильно делать паузы при чтении лирического стихотворения.

4.

Есенин С.А.

«Погасло солнце»

  1. Анализ стихотворения с целью уточнения языковых средств выразительности
  2. Наблюдение над связью между чувствами лирического героя, постановкой логического ударения и изменением силы голоса при чтении стихотворения.
  1. Умение целостно воспринять и осмыслить текст.
  2. Умение чувствовать и понимать образный язык поэтической речи.
  3. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом.
  4. Умение правильно делать паузы при чтении лирического стихотворения.
  5. Умение правильно использовать силу голоса.

 

5.

Пушкин А.С.

«У лукоморья…»

1.Работа над художественными образами с целью уточнения языковых средств выразительности:

строфическая организация стихотворения, языковые особенности стихотворения.

2. Работа над повышением и понижением голоса.

1. Умение чувствовать и понимать образный язык поэтической речи.

2. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом.

3. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом.

 

6.

Пушкин А.С.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1. Работа над художественными образами с целью уточнения языковых средств выразительности:

строфическая организация стихотворения, языковые особенности стихотворения.

2. Работа над повышением и понижением голоса.

1. Умение чувствовать и понимать образный язык поэтической речи.

2. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом.

3. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом.

4. Умение правильно делать логические паузы и ударения при чтении лирического стихотворения

Заключение 

При чтении лирики главным является передать чувства и переживания поэта. А это возможно только при выразительном чтении.

Основными компонентами выразительности являются: дыхание, сила голоса, интонация, фразовое и логическое ударение, логические и психологические паузы, темп и ритм, тембр.

Для того, чтобы дети научились выразительно читать стихотворения, необходимо у них сформировать интонационные умения. Но, учитывая возраст детей начального звена, мы не можем в пределах кружковых занятий формировать у них все умения сразу. Они формируются последовательно одно за другим на всем этапе обучения литературе. Поэтому можно выделить основные умения, которые необходимо сформировать на занятиях кружка:

  • умение управлять дыханием;
  • умение правильно проанализировать текст;
  • умение мысленно воссоздать образы, переданные автором;
  • умение выбирать нужную интонацию;
  • умение пользоваться логическими и психологическими паузами;
  • умение правильно ставить фразовое и логическое ударения.

Все высказанное позволяет нам делать вывод, что в развитии речи интонационная работа играет очень большую роль; при правильно поставленном обучении речь детей становится живой, непринужденной. Вовлечение детей в активный творческий поиск верной интонации чтения, пересказа текста, создание такой атмосферы на занятиях кружка, когда можно попробовать прочитать по - своему, когда самое большое желание- прочитать лучше, ярче, выразительнее- все это способствует преодолении скуки, инертности, пассивности детей, создании творческой атмосферы на занятиях кружка выразительного чтения.

      Большое значение для выработки навыка выразительного чтения имеет участие детей в различных внеклассных мероприятиях, где звучит художественное слово. Привлечение детей к коллективной декламации, для выступлений перед аудиторией создает у них заинтересованность, помогает осознать роль работы над интонационной выразительностью. Так, например, наши воспитанницы Милена Леонтьева, Лиля Азаргинова, Настя Васильева успешно участвовали во внутришкольном конкурсе чтецов, посвященном 205 летию Ф.И.Тютчева, где Милена Леонтьева заняла II место и была награждена грамотой, также грамотой была отмечена и Настя Васильева.

     В заключение хотелось бы подчеркнуть, что обучение выразительному чтению детей является одной из основ формирования активной личности, доступным средством развития воображения и речи, нравственности и социальных чувств учащихся, овладению доступными формами эмоциональной отзывчивости - все это в совокупности составляет одно из требований модернизации образования.

Использованная литература:

  1. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М., 1963
  2. Максимова Р.К. Русский язык и культура речи. М. 2001 г.
  3. Ханин М.И. Практикум по культуре речи. СПБ, 2002 г.
  4. Зарецкая Е.Н. Теория и практика речевой коммуникации. М., 1999 г.
  5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики: правила хорошей речи. М., Знание, 1991 г.
  6. Соловьева А.М., Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в 4-8 классах. М., 1993 г.
Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину