НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Карюгина Марина Леонидовна, Зам. директора по НМР, учитель географии, ГКУ "Общая средняя школа им. М. Горького", Южно - Казахстанская область. г. Шардара, Республика Казахстан

 

Учебное пособие "Медицинская география" Карюгина М.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предисловие

 

            Данное учебное пособие рассматривает вопросы отношения географии к проблемам здоровья человека, зависимости его состояния от качества окружающей среды, а также знакомит учащихся с медико-географическими исследованиями.

            Здоровье человека во многом зависит от естественных природных факторов, от уровня развития общества, научно-технических достижений, условий жизни и труда, состояния окружающей среды. Все эти факторы тесно взаимосвязаны между собой и в совокупности либо способствуют укреплению здоровья, либо вызывают определённые болезни.

            Медицинская география изучает природные условия с тем, чтобы выявить закономерные влияния комплекса этих условий на здоровье людей. При этом непременно учиты­ваются социально-экономические факторы.

            Становление медицинской географии как науки охва­тывает тысячелетия; оно зависело от развития многих дру­гих наук, прежде всего от географии и медицины, а так­же от физики, химии, биологии и др. Каждое новое от­крытие, достижение в этих областях знаний способствовало развитию медицинской географии. Ученые многих стран мира внесли свой вклад в определение целей и задач ме­дицинской географии, ее содержания. Однако многие во­просы этой науки остались спорными и требуют своего дальнейшего изучения.

            Медицинская география является интегри­рованной наукой и содержание ее включает медицинские, биологические, географические, исторические, химические, физические, социально-экономические и другие знания, это потребует от вас восстановления в памяти ранее изученно­го материала по многим предметам.

            Первые представления о влиянии природных и социально-экономических факторов на здоровье людей начали формироваться ещё в далёкой древности. С развитием человеческого общества возникают новые болезни и необходимость оказания соответствующей врачебной помощи. В настоящее время два понятия «география» и «медицина» поставлены рядом.

            Структура учебника определена логикой развития этой отрасли науки. Из первого раздела «Введение» вы узнаете, как шло формирование двух наук: географии и медицины, как в результате их взаимодействия возникла медицинская гео­графия, кто из ученых способствовал ее развитию, какие методы исследования использует современная медицинская география, вы познакомитесь с предметом изучения курса «Медицинская география», с науками, без связи с которыми она не смогла бы существовать и развиваться; вспомнить понятие терминов «среда обитания» и «окружающая среда», а также познакомитесь с группами экологических факторов среды обитания.

            Второй раздел пособия называется «Этапы развития медико-географических представлений в древних цивилизациях». В нем содержится исторический материал о возникновении и развитии медико-географических представлений в разные периоды времени: в Древней Греции, в Древнем Риме, в Древней Месопатамии, в Древнем Египте, в Древнем Китае, в Древнем Непале, в Древней Индии, а также в средние века в арабских странах, в эпоху Возрождения, в начальный период Новой истории и в XIX-XX вв.

            В третьем разделе «Формирование медико-географических представлений» описываются природные и социально – экономические факторы, механизм акклиматизации. Познакомитесь с новыми терминами такими, как «здоровье», «нозоареал», «болезни локальные  и эндемичные»,  «геохимические факторы», «биогеохимические провинции», «биогенная миграция атомов», «адаптация». Проанализируете статистические показатели здоровья, а также узнаете, какое влияние оказывают элементы климата на организм человека.

            Четвертый раздел учебного пособия называется «Факторы окружающей среды и здоровье человека». В нем содержится материал о взаимодействии города и  человека. Основных источниках экологических загрязнений, в том числе и источниках загрязнения в жилых и офисных помещениях. Особое внимание уделяется взаимоотношениям человека с водой и почвой, а также влияние погоды, ландшафта и особенностей питания на здоровье человека.

            В пятом разделе «Болезни, вызываемые природными факторами» вы узнаете о природных очагах и природной очаговости болезней, а также познакомитесь с видами тропических болезней и болезнями, вызываемые ядовитыми животными, с мерами их профилактики.

            В обобщающей части учебного пособия «Ресурсы здоровья» рассматриваются вопросы географии отдыха и туризма, лечебных ресурсах, рассматриваются вопросы фото-, фито – и аромотерапии, а также раздел знакомит  с видами отдыха.  Дается оценка рекреационного потенциала Казахстана по степени благоприятности для отдыха и туризма и рекреационные возможности Южно-Казахстанской области.

            Работая с учебником, обратите внимание на новые по­нятия, термины и названия; в конце каждого параграфа. Как вы усвоили содержание параграфов, что вам необ­ходимо повторить, вы сможете определить, отвечая на во­просы и выполняя задания в конце параграфа, выделен­ные в рубрике «Проверьте себя».

            Мы ещё слишком мало знаем природу, чтобы иметь дерзость что-либо отрицать или утверждать. Каждую минуту новое открытие может поколебать наше суждение. Мы должны только искать и искать ответы у природы на вопросы, поставленные нашим умом. И в этих исканиях заключается величайшая радость и счастье, какими только может владеть человек на Земле».
            Что может быть прекраснее здоровья? Оно открывает перед человеком неограниченные возможности в труде и отдыхе, в семье и на работе, в общественной жизни. Не случайно говорят, что девять десятых нашего счастья зависят именно от здоровья. Однако суть его определяется по-разному: Давайте, определим, что такое здоровье? «Здоровье, - утверждал академик Н.И.Павлов, -это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его надо беречь…»; «Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье», говорил Гейне Генрих; «Деньги – медь, одежда – тлен, а здоровье всего дороже», «Где здоровье, там и красота, гласят русские народные пословицы. По уставу Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». 
            Существует огромное количество наук, занимающихся изучением здоровья. Издавна замечено, что определенные болезни человека встречаются в определенных частях земного шара, возникают после контакта с определенными видами растений и животных, обитающих в конкретных природных условиях. Знания, накопленные в этой области, позволили выделить самостоятельную отрасль медицины – географическую патологию, а позднее - медицинскую географию.

            Специалисты в час досуга любят поспорить на такую тему. Конечно, медицина, говорят одни, т.к. цель исследования — медицинская, часть методов — тоже медицинские. Но больше доводов в пользу того, что медицинская география все-таки — география. Но — особая география. Предмет ее изучения — природа отдельных районов. Основные методы — тоже географические. Это — прикладная география, но заниматься ею может только специалист, имеющий медицинское образование. Вот какой причудливый агломерат создал XX век!

Подробнее...

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину