НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Хижняк Надежда Николаевна, учитель ИЗО и черчения, КГУ «Средняя школа №23» акимата города Усть-Каменогорска, руководитель изостудии «Колорит» «Дома детского творчества» города Усть-Каменогорска

Краткая аннотация: В докладе раскрываются особенности эстетического развития учащихся в учреждениях дополнительного образования в сравнении со средней школой. Говорится о роли занятий изобразительной деятельностью в развитии и воспитании подрастающего поколения. Приводится пример из педагогической практики по теме «Гравюра на картоне».

ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Особенности эстетического развития учащихся на занятиях по изобразительной деятельности в учреждениях дополнительного образования Хижняк Н.Н.

               Эстетическое развитие подрастающего поколения имеет в современном мире важное значение и предполагает не только овладение простейшими умениями и навыками в изобразительном искусстве, но и развитие, формирование творческих способностей детей.

               Школьный курс предмета «Изобразительное искусство», проводимый один час в неделю, не в полной мере может удовлетворить потребности учащихся в ознакомлении их с языком различных видов искусства, особенностями некоторых материалов и техник. Поэтому всё большим спросом детей и их родителей пользуются досуговые организации. Одной из таких организаций, которая сможет помочь родителям и детям являются учреждения дополнительного образования.

               Дополнительное образование – это составная (вариативная) часть общего образования. Это мотивированное образование, позволяющее учащимся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, реализовать себя, самоопределиться профессионально. Современная система дополнительного образования функционирует на основе нормативных документов республики Казахстан, определяющих цели и задачи дополнительного образования, в том числе и эстетического развития. Это Закон РК «Об образовании», «Концепция развития образования в РК до 2015года», «Национальный план действий на 2012 – 2016г по развитию функциональной грамотности школьников» и др.

               Одним из важнейших специалистов, непосредственно реализующего программы дополнительного образования в области художественного развития детей, является педагог. Именно он занимается развитием талантов и способностей школьников в области художественно – прикладной деятельности. Поэтому именно он использует все особенности дополнительного образования в своей работе с детьми. Учитывая особенности эстетического развития учащихся в дополнительном образовании, мною была написана модифицированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для работы в изостудии «Колорит».

               - Каковы же эти особенности? (в сравнении со школой)

  • Занятия проводятся в свободное от уроков время и их продолжительность больше, чем урок в школе. Отсутствие домашнего задания, оценок даёт возможность использовать другую мотивацию, раскрепощает фантазию.
  • Количество учащихся в группе меньше, чем в классе, что даёт возможность педагогу больше уделять внимания личности каждого ребёнка, его творчеству.
  • Чаще всего группы разновозрастные или дети из разных классов, поэтому расширяется круг общения детей, творческий обмен опытом, здоровая конкуренция, это своего рода клуб по интересам.
  • Работа идёт с более широким выбором изобразительных материалов и техник исполнения, а это даёт хорошие результаты в творческом развитии детей, формировании их познавательного интереса, расширяет кругозор, обогащает их опыт художественно – творческой деятельности. На уроках в школе затруднительно работать с некоторыми материалами и техниками.
  • На занятиях преобладает практическая деятельность учащихся, и обучение часто идёт от действия к знаниям, формируются трудовые навыки, эстетическое отношение к работе.Также развивается сенсорика и моторика.
  • Учащиеся ближе к искусству, что помогает в профессиональном самоопределении.
  • У учащихся есть возможность довести свою работу до конца не за одно занятие, как в школе. Он учится планировать свою работу, продумывать композицию, перебирать варианты в поиске лучшего решения, получать эстетическое наслаждение от работы.
  • Дети более активно участвуют в школьных, городских и областных выставках и конкурсах, приобретая выставочный опыт, анализируя свои работы, сравнивая их с работами других.
  • Педагог ближе к детям, они вместе работают, свободно общаются, сотрудничают.

          Все эти особенности учтены мною при составлении модифицированной программы «Изобразительное искусство и художественный труд». Данная программа способствует эстетическому развитию учащихся и для этого предусматривает использование элементов педагогических технологий, различные методы и приёмы работы (репродуктивный метод, метод индивидуального и  дифференцированного обучения, проблемный метод, наглядный метод, метод вживания в образ, метод коллективной работы, ситуации успеха, элементы технологии РО, ЛОО, ТРИЗ).

             Для успешной реализации программы, необходимо методическое обеспечение, поэтому было составлено электронное методическое пособие для детей и учителей по теме « Гравюра на картоне». Эта техника была выбрана не случайно.

              О том, как выглядит и создаётся  рисунок, знает каждый. А что такое гравюра и как её выполняют, знают не все. В школе нет возможности на практике ознакомить учащихся с печатной графикой. Этот пробел можно устранить на занятиях изобразительной деятельности в организациях дополнительного образования. Самой доступной для этого техникой является гравюра на картоне. Конечно, её немного упростили, адаптировали для работы с детьми, выбрали удобный и доступный способ создания.

               Что такое гравюра и как она создаётся? Гравюра в переводе с французского «вырезать, составлять рельеф» - это вид графического тиражируемого изображения (печатной графики), вид высокой печати. Этапы создания гравюры на картоне:

  • Выбор жанра
  • Выполнение эскиза композиции
  • Подбор материала для работы разной фактуры (картон, пряжа, обои, ткань, кружево и др.)
  • Вырезание отдельных элементов композиции из выбранных материалов.
  • Наклеивание элементов композициина основу.
  • Получение оттиска способом печати.
  • Оформление работы после высыхания на паспарту.

              Почему я использую гравюру на картоне для развития учащихся:

  • Она расширяет знания детей в области графических техник и приобщает к графической культуре.
  • Это доступный вид печатной графики, он не требует специальных инструментов и материалов.
  • Этот вид графики редко можно увидеть на выставках, а значит – это новое изображение для детей. Познавая его, дети развиваются
  • Развивает образное восприятие детей, эстетический вкус, фантазию, умение стилизовать изображение.
  • Помогает учащимся усвоить ритм пятен, соотношение силуэтов, расположение их в композиции.
  • Учит детей комбинировать материалы разной фактуры.
  • Хорошо развивает моторику и тактильную чувствительность у детей.
  • Учащиеся приобретают навыки усидчивости, трудолюбия, аккуратности, эстетического отношения к работе.

Эстетическое развитие на занятиях изобразительной деятельности в учреждениях дополнительного образования необходимо для самореализации учащихся. Познавая новое, дети развиваются, становятся лучше, осмысливают окружающий мир с позиции красоты, добра, гармонии. А мы, педагоги, им в этом поможем.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. http://ru.wikipedia.org/
  2. http://festival.1september.ru/articles/521777/ 
  3. Дополнительное образование детей: учеб. Пособие под ред О.Е.Лебедева – М., «Владос» 2003г.
  4. Закон РК «Об образовании»
  5. Национальный план действий на 2012 -2016г по развитию функциональной грамотности школьников.
  6. Положение о деятельности внешкольных организаций от 22.06.2001г.
  7. Таюпова Э.К. доклад «Особенности развития современной системы ДО в Казахстане».
Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину