НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Рудакова Галина Ивановна, педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 2" г. Тарко-Сале, ЯНАО.

 

 

Образовательная программа внеурочной деятельности

объединения эстрадного пения «Карусель»

Возраст воспитанников: 11-17 лет

Сроки реализации программы: 4 года

Пояснительная записка

            Искусство – необходимая часть жизни человека. Искусство – это его душа. Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе. Общество нуждается в активных творческих людях. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе, как заставить «душу трудиться»? Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – естественной, необходимой частью жизни? Музыка является самым распространенным видом искусства.  А эстрадная музыка (правда, к сожалению, разного качества) и самым близким, доступным жанром. Поэтому естественна тяга детей именно к этому виду творчества. Данная образовательная программа, в отличие от программ хорового, ансамблевого (народного и академического) пения, ориентирована на создание и развитие у детей эстрадного певческого голоса. В этом ее новизна и отличительная особенность.    

Характеристика программы

     Образовательная область – искусство. Направление деятельности – художественное (музыка, исполнительство, эстрадное пение). Вид деятельности – прикладной (включение личности в системы социальных коммуникаций через обучение, практику и досуг).   Тип программы -  образовательно-развивающий.      

Способ реализации – творческий (опыт детской самореализации, стимулирование и развитие потенциала личности). Уровень усвоения – углубленный.    

Актуальность программы в индивидуальном развитии творческого потенциала детей с разными возможностями, в том числе с проблемами в сфере обучения и общения.

      В содержание обучения программы входят:

  • система основных специальных знаний и навыков;
  • опыт творческой деятельности воспитанников;
  • опыт эмоционально-волевого отношения к миру, что является условием формирования у детей системы ценностей.

В процессе занятий все стороны содержания обучения слиты воедино и сориентированы не только на специальное (вокальное), но и на общее развитие воспитанников. Вокальные навыки без специальных знаний невозможны. Творческая деятельность осуществляется на основе полученных знаний, умений и навыков. Воспитание музыкальных потребностей предполагает совершенствование личностных качеств детей, определяющих их поведенческие поступки. Такая организация процесса обучения в объединении способствует формированию всесторонне развитой личности ребенка.  

Цель  программы

Пробуждение у воспитанников глубокого интереса к пению, приобщение их к основам мировой музыкальной культуры; расширение комплекса потенциальных возможностей воспитанников  и оказание им помощи в профессиональной ориентации и адаптации в современных условиях жизни.

Задачи программы

Образовательные:

  • научить детей выразительному, искреннему исполнению вокальных произведений;
  • сформировать у детей музыкально-ритмические навыки;
  • способствовать участию детей в концертной деятельности.

Развивающие:

  • научить детей приемам самостоятельной работы, самоконтроля;
  • физически развивать детей через систему охраны голоса.

Воспитательные:

  • формировать общую культуру ребенка, его эстетические вкусы;
  • воспитывать целеустремленность и трудолюбие.

 

     Структура программы предполагает постепенное  расширение и                        углубление знаний, развитие умений и навыков воспитанников, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения по годам обучения с учетом возрастных физических и психологических особенностей детей.

         Программа объединения эстрадного пения «Карусель» рассчитана на детей 11-18 летнего возраста, имеющих музыкальные данные и проявляющих интерес к вокальному искусству. В объединение принимаются дети 11-17 лет, имеющие музыкальный слух, память, чувство ритма, обладающие творческими способностями и желанием выступать перед зрителями.

         Содержание программы распределено по четырем годам обучения, по окончании обучения дети могут дополнительно продолжить занятия и концертную деятельность на более сложном музыкальном материале. Старшие дети при поступлении в объединение, как правило, имеют подготовку (Детская школа искусств), поэтому могут быть приняты сразу в группу 3-4 года обучения. Программа является интегрированной с включением предметов «Хореография» и «Теоретические основы музыки» (учащиеся ДШИ могут быть освобождены от посещения предмета «ТОМ»). Основной формой учебной и воспитательной работы являются групповые занятия (до 12 человек).  Наряду с этим - мелкогрупповые и индивидуальные. Занятия проводятся: 1 год обучения  - 2 раза в неделю по 2 часа, 2 год обучения  - 2 раза в неделю по 2,5 часа, 3 и 4 года обучения - 3 раза в неделю по 3 часа. В том числе дополнительные предметы: хореография и теоретические основы музыки – 1 раз в неделю по 0,5 часа.

Прогнозируемые  результаты

 1 год обучения:

  • знание правильной певческой установки;
  • овладение первичными навыками вокального дыхания;
  • чистое интонирование в пределах первоначального диапазона;
  • правильное произнесение текста в исполняемых произведениях;
  • выразительное исполнение песни;
  • унисон при пении в ансамбле;
  • музыкально-слуховые представления о звуковысотных соотношениях,направлении движения мелодии.

2 год обучения:

  • легкое нижнереберно-диафрагмальное вокальное дыхание;
  • расширение диапазона голоса;
  • уверенное интонирование мелодий исполняемых произведений;
  • выразительное пение с разнообразной динамикой;
  • правильная артикуляция при пении песен в подвижном темпе;
  • умение слышать себя и других при пении в ансамбле.

  3 год обучения:   

  • овладение основными вокально-певческими навыками;
  • развитие диапазона в рамках принятой классификации;
  • знать особенности вокального произношения текста в исполняемых произведениях;
  • чистое интонирование мелодии песни;
  • владение всеми видами вокального дыхания;
  • уверенное пение в простых,сложных размерах;
  • умение держать ритм и темп произведения;
  • знание основ музыкальной грамоты;
  • основные навыки чтения слиста.

4 год обучения:

  • исполнение песен различного характера и жанра;
  • поисковый и творческий подход к исполняемым произведениям;
  • знание истории российской и зарубежной эстрады.

Форма оценки качества реализации программы

За период обучения в объединении воспитанники получают определенный объем знаний и умений, качество которых проверяется ежегодно. Для этой цели проводится промежуточный контроль – контрольные и открытые занятия, участие в концертах, фестивалях, конкурсах. Результаты выступлений обсуждаются, дается словесная характеристика. Результаты контроля фиксируются в журнале мониторинга развития воспитанников. Руководитель объединения в конце учебного года анализирует свою работу и творческие достижения воспитанников.

Учебно-тематический план

1 год обучения 

Содержание и виды работ

Общее кол-во часов

 

теория

 

практика

1. Теоретические основы музыки

 18

6

12

2. Постановка голоса

50

20

30

3. Работа над произведением

48 

-

48

4. Концертная деятельность

10

-

10

5. Хореография

18

-

18

                                                      ИТОГО:

 144

26

118

 

2 год обучения

Содержание и виды работ

Общее кол-во часов

 

теория

 

практика

1.  Теоретические основы музыки

 18

6

12

2. Постановка голоса

50

12

 38

3. Работа над произведением

 66

-

66

4. Концертная деятельность

28

-

 28

5. Хореография

 18

-

18

     ИТОГО:

180

18 

162

 

 3 год обучения

Содержание и виды работ

Общее кол-во часов

 

теория

 

практика

1.  Теоретические основы музыки

36

16

20

2. Постановка голоса

108

18

 90

3. Работа над произведением

134

-

134

4. Концертная деятельность

 28

-

28

5.  Хореография

 18

-

18

     ИТОГО:

324  

34 

29

4 год обучения

Содержание и виды работ

Общее кол-во часов

 

теория

 

практика

1.  Теоретические основы музыки

36

16

20

2. Постановка голоса

108

18

 90

3. Работа над произведением

134

-

134

4.  Концертная деятельность

 28

-

28

5. Хореография

 18

-

18

                ИТОГО:

324 

34 

290

Программа

Тема 1 «Теоретические основы музыки»

     С первых занятий дети приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога – расширение музыкального кругозора воспитанников, формирование сознательного отношения к изучаемым явлениям, пробуждение устойчивого интереса и любви к музыке.
     Задачи для детей.

 1 год обучения:

- сформировать у детей музыкально-слуховые представления о звуковысотных соотношениях,  направлении движения мелодии.

2 год обучения:

- сформировать умения и навыки чистого интонирования.

3 год обучения:

- научить детей хорошо читать ноты и при этом правильно петь.

4 год обучения:

- иметь представление об истории развития российской и зарубежной эстрады, джаза, массовой песни, творчестве российских и зарубежных композиторов и исполнителей.

Содержание темы

1 год обучения. Дать детям необходимые знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки:

  • понятие о высоких и низких звуках;
  • знакомство с фортепианной клавиатурой;
  • скрипичный ключ, ноты.

Развивать музыкальный слух (ладовый, гармонический, внутренний), петь   интервалы, обороты в пределах ч1-ч5  от разных звуков  на слоги. Петь  знакомые  песни от разных звуков.

2 год обучения. Расширять знания детей   по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки:

  • скрипичный ключ, ноты;
  • деление длительностей;
  • лад, знаки альтерации;
  • интервалы;
  • размеры 2/4, 3/4, 4/4;
  • паузы, затакт.

Развивать музыкальный слух (ладовый, гармонический, внутренний), петь гаммы, интервалы, обороты, трезвучия по столбице, от звуков,  на слоги, с называнием звуков.

3 год обучения. Развивать звуковысотное интонирование в процессе чтения нот:

  • пение выученных песен от разных звуков;
  • пение песен в одноименном мажоре и миноре;
  • пение мелодий по нотам (движение вверх, вниз, поступенно, повторяющиеся звуки, скачки на тонику) с называнием нот и дирижированием;
  • главные трезвучия и аккорды.

4 год обучения. Народно-песенные истоки музыки. Песня - искусство звучащего слова. «Серьезная» музыка и легкая, эстрадная и джазовая. Танцевальные традиции и ритмы современной эстрады. Советская массовая песня.  Жанровое и тематическое разнообразие современных песен. Краткий обзор творчества ведущих исполнителей и солистов рок-групп. Поиски нового в музыкальном искусстве ХХ века. Произведения классиков в «новом» звучании.

Тема 2 «Постановка голоса»

            Пение – единственная разновидность музыки, в которой инструмент – часть тела музыканта, и при том одна из наиболее важных и наименее управляемых: органы его дыхания. При  постановке голоса следует учитывать возраст детей, состояние здоровья их голосового аппарата. В работе используются  упражнения дыхательных систем  А.Стрельниковой, В.Хачатурова, М.Гогулан, фонопедические упражнения В.Емельянова.

Упражнения делятся на несколько групп в зависимости от поставленных задач:

  • голосовые сигналы доречевой коммуникации;
  • управление артикуляционной мускулатурой;
  • произвольное управление регистрами;
  • выработка певческого вибрато;
  • интенсификация и регуляция фонационного выдоха;
  • формирование механизма прикрытия.

При регулярности и систематичности занятий у детей расширяется диапазон, увеличивается сила и яркость голоса, полетность звучания, улучшается вибрато, певучесть голоса, а также раскрепощенность певческого процесса.

Содержание темы

1 год обучения.    Знакомство детей с  правильной певческой позицией, элементами правильного звукоизвлечения, певческого дыхания.

2 год обучения. Ознакомление детей с основами вокального искусства, основными певческими навыками, гигиеной и охраной голоса. Певческая установка (пение сидя, стоя). Основы певческого дыхания. Овладение приемами мягкой атаки. Слуховой контроль.

3 год обучения. Повторение и закрепление вокальных умений и навыков (дыхание, звукообразование, артикуляция, дикция). Расширение певческого диапазона. Работа над тембром звука. Выработка певческого вибрато.

4 год обучения. Повторение и закрепление вокальных умений и навыков (дыхание, манера округления и вокализация гласных, фразировка). Расширение певческого диапазона. Работа над качеством (тембром) звука. Частота и амплитуда пульсаций вибрато.

Тема 3 «Работа над произведением»

         Разучивание музыкального произведения – процесс длительный. Сущность этого процесса – проникнуться всеми деталями и особенностями произведения. В период разучивания песни перед ребенком возникают различные сложности, которые носят прежде всего технологический характер. Неудобства могут быть вызваны большим диапазоном, неудобной тесситурой, непривычными скачками в голосоведении, очень медленным или слишком быстрым темпом, разнообразной ритмикой, дикционными особенностями и прочими трудностями. В результате работы над песней сложный материал постепенно  должен стать удобным.

Содержание темы

1 год обучения. Показ-исполнение или слушание песни в записи. Разбор ее содержания. Разучивание материала с сопровождением и без него.   Проверка исполнения с помощью магнитофонной и видеозаписи.

2 год обучения. Показ-исполнение или слушание песни в записи. Разбор ее содержания. Разучивание материала с сопровождением и без него. Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного выступления. Проверка исполнения с помощью магнитофонной и видеозаписи.

3 год обучения. Показ-исполнение или слушание песни в записи. Разучивание песни с сопровождением  и без него. Разучивание мелодии по нотам и по слуху. Взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом.

4 год обучения. Показ-исполнение или слушание песни в записи. Разучивание песни с сопровождением и без него. Целенаправленность, целеустремленность, логика и последовательность в создании художественного образа.

Тема 4 «Концертная деятельность»

         Конечным итогом процесса разучивания  песни является публичное исполнение ее в завершенном виде. Концертное исполнение – это самый ответственный и итоговый момент в работе над музыкальным произведением. В нем «спрессована» многомесячная работа воспитанника и руководителя, все их творческие достижения. Только вдохновенное и совершенное искусство доставляет людям радость, обладает притягательной силой. Очень важно, чтобы в концертном зале во время звучания песни между исполнителем и слушателем установился особый психологический и эмоциональный контакт, чтобы зал «откликнулся». После каждого выступления необходим подробный анализ выступления.

Содержание темы

1 год обучения. В течение года пройти несколько песен различного характера, подготовить к публичному выступлению 3-4 песни.

Принять участие в мероприятиях  ко Дню учителя, Дню пятиклассника, Новогодних утренниках, 8 Марта, отчетном концерте школы.

2 год обучения. В течение года пройти несколько песен различного характера, подготовить к публичному выступлению 4-5 песен.

Принять участие в  различных мероприятиях   «Годовой круг праздников и традиций» школы, городском  и районном конкурсе юных дарований «Парад Надежд», районном и окружном детском фестивале народного творчества «Все краски Ямала».

3 год обучения. В течение года подготовить к публичному выступлению 5-6 песен, различных по характеру, жанру. Принять участие в различных мероприятиях   «Годовой круг праздников и традиций» школы, городском  и районном конкурсе юных дарований «Парад Надежд», районном и окружном детском фестивале народного творчества «Все краски Ямала», районном фестивале народного творчества «Семь цветов радуги».

4 год обучения. В течение года подготовить к публичному выступлению 5-6 песен, различных по характеру, жанру. Солировать в эстрадном ансамбле. Участвовать в концертных программах школы, города, района; конкурсах, фестивалях различных уровней.

Тема 5 «Хореография»

 Эстрадное исполнительство - это  гармония вокала и движений.   Создать на сцене яркий  запоминающийся  образ, передать характер песни через пластику движений – необходимые  умения для эстрадного певца. Систематическое выполнение комплекса упражнений, при которых всесторонне развиваются все важнейшие группы мышц, координация, подвижность суставов, сила и выносливость, помогают решать и вокальные задачи.

 Содержание темы

1 год обучения. Расширять в музыкально-ритмических играх объем движений, особенно танцевальных и гимнастических. Учить активной реакции на музыку (ритм, темп, динамика). Упражнения по ориентировке в пространстве. Исполнять простейшие элементы, упражнения, фигуры танца.

2 год обучения. Постановка корпуса в танце и эстрадном вокале, умение держаться в «подтянутом» состоянии при ходьбе и при исполнении движений совместно с пением. Позиции рук, ног, положение корпуса эпольман, ан фас. Правила поворотов, виды поклонов. Танцевальные шаги. Самостоятельно составлять несложные связки движений, соответствующие характеру песен.

3 год обучения. Усложнённые ритмические упражнения. Развитие танцевальной координации движений. Упражнения на расслабление, на восстановление дыхания. Элементы латино-американских танцев.

4 год обучения. Небольшие танцевальные композиции на базе пройденных движений.

Основные принципы построения занятия

         Занятие, как правило, комплексное,   содержит в себе несколько тем. Например, процесс распевания сочетается с  музыкальной грамотой, работа над произведением –  с беседами о творчестве исполнителя и композитора, хореографией. Чаще проходит по схеме: постановка голоса - работа над произведением  - хореография или теория. Возможны занятия, полностью посвященные одной теме – теоретические основы музыки или хореография. Различно время, отводимое на каждую из частей занятия. Воспитанникам 1-2 годов обучения больше время требуется на постановку голоса, а старшим – на работу над произведением, т.к. их репертуар объемнее и сложнее. Отличие есть и в характере вида деятельности детей: воспитанники младшего возраста чаще используют подражательный, познавательный или практический виды деятельности, а старшие дети – поисковый, творческий и коммуникативный.

Методическое обеспечение программы

 Формы  занятий

Тема 1 «Теоретические основы музыки»: (групповая) лекция, учебная игра, занятия-соревнования (конкурсы, турниры, викторины), дискуссия.

Тема 2  «Постановка голоса»: (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная) диалог педагога и воспитанников, тренинг, занятия-конкурсы.

Тема 3 «Работа над произведением»: (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная)  диалог педагога и воспитанников, занятия-соревнования, импровизация.  

Тема 4 «Концертная деятельность»: (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная) концерты, конкурсы, фестивали.

Тема 5 «Хореография»: (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная) занятия-конкурсы, импровизация.

Приемы и методы учебно-воспитательного процесса

Тема 1 «Теоретические основы музыки»:

  • работа под руководством педагога;
  • восприятие;
  • запоминание;
  • повторение;
  • упражнение;
  • репродуктивный метод;
  • эвристический метод;
  • формирование умений и навыков;
  • поиск дополнительного материала;
  • рефлексия деятельности, самопроверка, работа над ошибками;
  • упражнения, игры, творческие задания, рефераты.

Тема 2  «Постановка голоса»:

  • работа под руководством педагога;
  • восприятие;
  • запоминание;
  • повторение;
  • формирование умений и навыков;
  • упражнение;
  • репродуктивный метод;
  • рефлексия деятельности;
  • работа над ошибками.

Тема 3 «Работа над произведением»:

  • работа под руководством педагога;
  • восприятие;
  • запоминание;
  • повторение;
  • формирование умений и навыков;
  • упражнение;
  • репродуктивный метод;
  • рефлексия деятельности, работа над ошибками;
  • аудиовизуальный контроль.

Тема 4 «Концертная деятельность»:

  • самостоятельная работа ученика;
  • самостоятельный контроль;
  • принцип единства эмоционального и сознательного, художественного и технического.

Тема 5 «Хореография»:

  • овладение основами изучаемого непосредственно на занятии;
  • восприятие;
  • запоминание;
  • повторение;
  • формирование умений и навыков;
  • упражнение;
  • импровизация.

Методическое и дидактическое обеспечение:

  • нотная и музыкальная литература;
  • методические разработки по вокалу, по сольфеджио;
  • учебные пособия и таблицы;
  • столбица, магнитная доска с нотоносцем;
  • раздаточный материал для тестирования по сольфеджио;
  • портреты композиторов;
  • фонограммы.

 

ТСО:

  • синтезатор;
  • аудио и видиотехника, аудио и видиозаписи;
  • голосовая аппаратура.

Условия реализации программы

         Для успешной реализации программы необходимо следующее: 

  • наличие педагогов эстрадного вокала, танца и теории музыки;
  • необходимое количество часов;                                
  • просторный класс;
  • зеркальная стенка;
  • аудио- видеоаппаратура;
  • доступ к интернет-ресурсам;
  • голосовая аппаратура;
  • музыкальный компьютер;
  • фонограммы в количестве, определенном годами обучения;
  • методические и музыкальные литература и пособия;
  • сценические костюмы.

Литература

Адрианова Н. Особенности методики преподавания эстрадного пения.-М.,1999г.

Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.,2000г.

Вопросы вокальной педагогики./ Сост. Чаплина В. - М.,1984г

Гульянц Е. Музыкальная грамота. – М.,1998г.

Куприянова Л. Основные принципы работы с детским народно-хоровым коллективом – М.,1994г.

Емельянов В. Развитие голоса. – СПб.,1997г.

Осеннева М, Самарин В., Уколова Л. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.,1999г.

Русская советская эстрада.Очерки истории./Сост.Уварова Е. –М.,1981г.

Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М.,2002г.

Тельчарова Р. Уроки музыкальной культуры. – М.,1991г.

Халабузарь П.,Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. – СПб.,2000г.

Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. /Сост. О.Апраксина. – М.,1987г.

Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. - М., 1995г.

  Литература для детей

Троицкий А. Рок в СССР. - М.,1991г.

Хромушин О. Джазовое сольфеджио. – СПб.,1998г.

Энциклопедия для юных музыкантов./Сост.Куберский И.,Минина Е. – СПб.,1997г.

Юдина Е. Первые уроки музыки и творчества. – М., 1999г.

Видео и аудиоматериалы

Емельянов В. Развитие голоса (фонопедические упражнения).

Хачатуров В. Дыхание в детском эстрадном вокале (видеошкола).

Видеоматериалы концертов российских и зарубежных эстрадных исполнителей.

Аудиодиски детских песен,  российских и зарубежных эстрадных исполнителей.     

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину