ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Развитие речи детей посредством досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста (от 5-6 лет)

29 ноября 2022 г.

Головащенко Надежда Владимировна, Воспитатель,КГКП “Ясли-сад “Балапан” села Новочерноярка, Казахстан, Павлодарская область, Павлодарский район, село Новочерноярка

Развитие речи детей посредством досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста (от 5-6 лет)

Развитие речи детей посредством досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста (от 5-6 лет)

Аннотация. В данной статье рассматривается понятие «досуг», организация занятия по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении, а также преподавание родного языка в досуговой деятельности.

Ключевые слова: дошкольник, досуг, развитие речи, досуговая деятельность, игра.

Дошкольное обучение и воспитание в современном казахстанском обществе дает ребенку возможность получать знания по пяти образовательным областям, предусмотренной программой обучения, в которую входит досуговая деятельность.

Досуговая деятельность в «Типовой программе воспитания и обучения в дошкольном учреждении» рассматривается как одно из приоритетных направление в проведении и организации творческой деятельности ребенка и является основой формирования его творческой деятельности [1, с. 3].

В научном мире существует множество определений понятия «досуг». Рассмотрим определение понятия «досуг» с психологической и педагогической точек зрения.

Сущность досуга с психологической точки изучали такие ученые, как С.Л. Рубинштейн, В.М. Вундт, Е.А. Петрова и другие.

Ученый-психолог С.Л. Рубинштейн  считает, что  «досуг – это один из видов деятельности, направленный на удовлетворение потребности  в отдыхе, развлечениях, познании и творчестве [2, с. 71].

В.М Вундт отмечает, что «досуг – это деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости» [3, с.85].

По мнению Е.А. Петровой, досуг - это деятельность, которой люди занимаются просто потому, что она им нравится. Вместе с тем психологом   не отрицается, что все же основное предназначение досуга – рекреация [4, с. 135].

Рекреация (лат. Recreatio – восстановление) – комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомлённого человека [5].

Итак, с точки зрения психологии досуг представляет собой деятельность, благодаря которой каждый индивид может расслабиться, отдохнуть и восстановить свои силы.

Изучим и проанализируем значение понятия «досуг» в работах педагогов Г.М. Андреевой, Э.В. Соколова, С.А. Шмакова.

Как отмечает Г.М. Андреева, «досуг – это в первую очередь, поведение людей и социальных групп в свободное время, функционирование учреждений культуры, а также способы удовлетворения потребностей в отдыхе, развлечении, общении и развитии личности» [6, с. 105].

Э.В. Соколов дает следующую формулировку досугу: « Это особое время, когда возможен свободный выбор занятий, в которых отдых перемежается с физической и умственной активностью»[7, с. 68].

По С.А. Шмаковой под досугом понимается явление комплексно как «время духовного развития детей, которое предоставляет ей возможность свободного выбора общественно значимых ролей и положений, позволяет заниматься деятельностью, развивающей неограниченные возможности детей, их таланты в наиболее целесообразном применении; как сферу, в которой полнокровно раскрываются потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении, как особую социальную сферу, где учащиеся удовлетворяют личностные потребности в самопроверке, самооценке собственного «Я»; как зону активного общения, в которой учащиеся открыты для воздействия и влияния самых различных институтов и организаций» [8, с. 46].

Определения показали, что с педагогической точки зрения досуг трактуется как свободное время, когда взрослые и дети развивают свои возможности в определенной сфере деятельности, которая позволяет принимать каждому какую-либо роль, например, после посещения детского сада ребенок, придя домой, отдыхает.… Для него отдых – раскрашивать раскраску, взрослые же, могут лечь на диван и посмотреть телевизор это, и будет их досугом.

Анализируя понятие «досуг» с психологической и педагогической точек зрения, мы пришли к выводам, что досуг представляет собой деятельность, направленную на удовлетворение потребностей в отдыхе, все, взрослые и дети нуждается в досуге, в котором можно проявить себя в том что нравится каждому, чем разнообразнее свободное времяпровождение, тем лучше самочувствие человека.

Досуговая деятельность в дошкольном учреждении может быть представлена в виде отдыха, развлечения, праздника или самообразования.

Развитие речи в досуге учитываются особенности поведения, мотивации, представления о мире, когнитивной деятельности, которые свойственны именно маленьким детям. Однако родной язык как предмет изучения предполагает организацию занятий, соответствующую специфическим задачам преподнесения этого материала. Детей следует обучать: звукам, словам, предложениям, текстам; а также пониманию, правильному говорению, общению; стихи, песни, игры и т. п.

Независимо от возраста дошкольников занятия организуются в соответствии со специфическими (присущими данному предмету) и общеметодическими принципами. Среди специфических принципов выделяют: принцип общекоммуникативной направленности; принцип дифференцированного и интегрированного усвоения английского языка; принцип учета родного языка. При соблюдении принципа общекоммуникативной направленности необходимо выстроить ситуацию общения: обеспечить многократность и новизну приемов работы с материалом; участие каждого ребенка в общении; создать благоприятные условия для общения [9, с. 126].

Осуществление принципа дифференцированного и интегрированного усвоения родного языка заключается в обучении каждому из элементов речи (говорение, аудирование, чтение, письмо) с помощью специальных методов, приемов и средств обучения. Реализация принципа учета родного языка состоит в соответствующем подборе учебного материала, последовательности и организованной системе упражнений на основе трудностей, выявленных при сопоставлении изучаемого языка с родным.

К общеметодическим относятся принципы: наглядности, активности, сознательности, комплексной реализации целей, учета возрастных особенностей. Принципы, выделяемые как существенные для построения всего обучения второму языку, должны быть адаптированы применительно к конкретным условиям обучения [10, с. 26].

Обучение родному языку ребенка – дошкольника может проходить в различной форме. В современных городских условиях предоставляется возможность обучать малыша прежде всего на специально организованных занятиях, развлечениях и даже праздниках, руководствуясь тем или иным методом обучения.

Обучение родному языку в досуговой деятельности опирается в основном на игровую деятельность, что позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на родном языке. Игра также является основным способом решения учебной задачи, а в условиях, когда все задачи общения могут быть решены детьми на родном языке, игра психологически оправдывает переход на новый язык. В коллективе сверстников учитывается не только поведение индивида, но и настроение группы в целом, а также связи членов группы между собой. Взрослый, находящийся в контакте с детьми, должен быть эмоционально компетентным, понимая, каковы мотивы и потребности каждого из детей группы в данный момент. Общаясь со взрослыми, причем наибольшее значение имеет эмоционально насыщенное общение со значимым взрослым, дети лучше узнают самих себя, так как они стремятся узнать, как их оценивают. Обращаясь к каждому ребенку лично, педагог добивается принятия своего мнения, в противном случае обращенная ко всем детям сразу оценка (замечание) преподавателя не будет принята конкретным ребенком. Яркий материал, неординарная, живая его подача легко привлекают внимание детей, но оно отличается неустойчивостью: дети могут сосредоточиться не более 10 мин. Дети не воспринимают длительных объяснений педагога (более 2–3 мин); они импульсивны, не умеют управлять своим поведением. Чрезмерно подвижная игра, например, проведенная в начале занятия, в дальнейшем может помешать восприятию материала. Дошкольники быстро утомляются, поэтому на занятии необходима смена разнообразных видов деятельности. У детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное запоминание: хорошо и быстро запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик. Соответственно, применение игровых приемов позволяет создать условия для непроизвольного запоминания. Воображение ребенка-дошкольника достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Развитие мышления идет от наглядно-действенного к наглядно-образному.

Дошкольники старшего возраста проявляют большой интерес к труду взрослых. Они с охотой выполняют различные поручения, участвуют наряду со старшими в трудовом процессе. Их деятельность более целенаправленна, чем в младшем возрасте. У детей 5–6 лет расширяются познавательные интересы и потребности, которые становятся ведущими мотивами учебной деятельности. За счет развития всех психических функций возрастают возможности усвоения первоначальных знаний, умений, навыков. У некоторых детей появляется особый интерес к определенным видам деятельности: лепке, рисованию, конструированию и т. д.

Итак, мы выяснили, что обучение родному языку в досуговой деятельности, а именно в игре, дает положительные результаты в обучении детей старшего дошкольного возраста. В игровой деятельности ребенку легче запомнить звуки, слова не родной речи и употреблять их в своей, т.к. игра заинтересовывает ребенка, мотивирует.

 

Список используемой литературы

 

  1. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2019. – 64 с.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Мастера психологии. – Питер, 2018. – С.71
  3. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под редакцией В.Н. Дружинина. – Санкт-Петербург, Москва, Харьков, Минск. – 2019. – С.85
  4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2019. – 512 с.
  5. Материал из Википедии – свободной энциклопедии
  6. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2019. – 375 с.
  7. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга Л.– 2015. – 207с.
  8. Шмаков, С.А., Досуг школьника: Проблемы, прогнозы, секреты, подсказки, калейдоскоп развлечений: Методическое педагогических вузов Липецк, 2019. – 192 с.; Шмаков, С.А. Игры шутки - игры минутки. М.: Новая школа, 2019. –  112 с.
  9. Коряковцева О. В. Методика обучения английскому языку детей преддошкольного возраста : дис. … канд. пед. наук. – М., 2018. – 233 с.
  10. Лукина М. М. Становление и развитие теории и методики раннего обучения иностранным языкам в отечественной педагогике : дис. канд. пед. наук. – Мурманск, 2019. – 206 с.

 

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину