ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
31 марта 2019 г.

Винтоняк Елена Викторовна, учитель английского языка, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Средняя школа №21», Российская Федерация, г. Нижневартовск

 

 

 

 

"Этапы включения обучающихся  средней школы  в проектную  деятельность".  

 "Этапы включения обучающихся  средней школы  в проектную  деятельность".  

 Руководящей основой  нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие  метода, при котором учащихся  меньше бы учили, учащиеся больше бы учились.

                                                                                            Ян Амос Каменский

                                   Пояснительная записка

Методы проблемного и проектного обучения  позволяют реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, который относится к гуманистическому направлению в педагогике и лежит  в основе ФГОС. Основной принцип этого направления – в центре обучения находится ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Эти методы, прежде всего, повышает активность школьников на уроках, т.к. истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Успешное обучение вообще, и иностранным языкам в особенности, немыслимо без познавательной активности и самостоятельной деятельности обучающихся. Включение учащихся  в проектную деятельность позволяет превратить урок иностранного языка в исследовательский процесс, в котором решаются интересные и доступные учащимся проблемы, ориентирует на реальный практический результат и применение полученных знаний на практике.

Актуальность и значимость включения учеников средней школы в проектную деятельность заключается в следующем:

1. Ведущими видами деятельности детей среднего школьного возраста  являются учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая. Включение учащихся в проектную деятельность на данном возрастном этапе является особенно эффективным т.к. в этот период дети приобретают значительный социальный опыт, начинает постигать себя в качестве личности в системе трудовых, моральных, эстетических общественных отношений. Именно в этом возрасте возникает    стремление принимать участие в общественно значимой работе, становиться  полезным для общества.

2. Как субъект учебной деятельности подростки склонны утверждать позицию своей исключительности, что может усиливать их познавательную мотивацию.

3. Применение проектной  технологии   дает возможность  реализации всех принципов обучения, инициирующих умственную деятельность подростка: его проблематизацию,  диалогизацию, индивидуализацию и др.

4. Тематика и содержание УМК для средней школы с учетом ФГОС отражают современные условия общественных и социально - бытовых отношений, создают условия для возникновения внутренней потребности семиклассников   включения в  проектную  деятельность. Учебники содержит информативный и познавательный материал, ориентированный на развитие  активной познавательной и творческой деятельности.

На примере освоения темы «School activities», УМК «FORWORD рассмотрим этапы включения обучающихся  7 классов в проектную деятельность. Работа над проектом занимает 4 урока и  соответствует учебному плану программы. Данная рабочая программа разработана согласно Федеральным государственным образовательным стандартам на основе авторской программы Вербицкой М.В. к УМК «FORWORD » для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – « Вентана- Граф» Pearson Education Limited 2016. По доминирующему виду деятельности школьников  данный проект является творческим с элементами исследовательского.

Цель проекта: развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся через реализацию проектной деятельности, формирующей самостоятельность учащихся, развитие критического мышления, приобретение навыков эффективного сотрудничества и общения со сверстниками и учителем.

Задачи:

1. Спрогнозировать варианты представления темы в зависимости от индивидуальных черт и личного опыта каждого обучающего, возможные риски.

2. Разработать банк презентационных материалов и заданий для самостоятельной работы исследовательского характера.

3. Продумать характер координации проекта и меры педагогической поддержки учащихся в процессе работы над проектом.

4. Определить возможность представления «продукта» проекта для предъявления его окружающим.

На первом этапе (урок 1) Ученикам предлагается  проблема экстралингвистического плана – личностно - значимая для каждого ученика, создающая условия для коммуникации, подводящая учащихся к теме их будущего проекта и способствующая  как можно более самостоятельному  ее решению. Она призвана вызвать  интерес школьников, заинтриговать, послужить мотивацией к активной деятельности.

Проблемная ситуация. Учитель принёс на урок фигурные коньки. Увидев их, учащиеся уже на перемене засыпали учителя вопросами: Чьи это коньки? Зачем они нужны на уроке?  Кто на них будет кататься? и т.д. Учитель не торопится отвечать, а предлагает задать все интересующие ребят вопросы на уроке, соответственно не на родном, а на иностранном языке: Are these skates yours? Who is going to skate? Can you skate?

Чтобы снять, определённы трудности при обсуждении и сделать его посильным    для всех учеников группы, заранее выносятся некоторые лексические единицы и речевые клише (смысловые и языковые опоры) на доску. Реализуя воспитательную направленность урока, учитель акцентирует  внимание ребят  на том, какую  роль играют полезные увлечения в жизни человека.

T: When I was a child I joined the figure skating club. I liked to skate. Now I skate well. So I am good at skating. I like skating very much.

Для большей убедительности и достоверности, активизируя учебно- познавательный  процесс, учитель демонстрирует фотографии  и видео своиx умений фигуриста. Далее, чтобы сделать коммуникативную задачу индивидуально – актуальной, личностно-ориентированной и  настроить обучающихся на восприятие материала,  предлагается  ответить на ряд вопросов, представленных на слайде:

Can you skate? What are you good at? What kind of activity clubs do you visit? What do you do there?  Is it interesting? What  activity club would you like to join? Why?

Ответы на данные вопросы помогут учителю cпрогнозировать варианты представления темы в зависимости от личного опыта каждого учащегося, избежать возможных неблагоприятных ситуаций при написании проекта, сделать работу посильной и интересной для каждого ученика.

Применение на уроке проблемно-проектного подхода  делает акцент на развитие речевых навыков и умений, личностно-значимая для каждого ученика проблема создает  условия для коммуникации  и самостоятельному формулированию темы урока: «School activities»/ «School clubs»/ «Extracurricular activities».

Читая тексты и выполняя лексико-грамматические упражнения, слушая аудиозаписи, ученики с учителем составляют  перечень необходимых слов, выражений и грамматических структур для написания проекта. Таким образом, у учащихся формируются рациональные приемы учения: приобретение знаний путем наблюдения за фактами языка и путем их анализа.

Путем решения проблемы интеллектуально-творческого характера уже на данном этапе обучающимся  предлагается объединиться в рабочие группы, чтобы придумать яркое название своего проекта. Ребята объединяются в группы по направлениям: спортивное, художественное, научное, техническое, прикладное и т.д., а так же в группы для написания проекта “School Activity of  My Dream” (для тех, кто еще не определился с выбором или мечтает о кружке, которого  пока нет в школе).

С целью развития смекалки, коммуникативных и познавательных умений  на основе языковых и социокультурных знаний, привития навыков групповой работы  (уважать мнение товарищей, признавать свои ошибки, слушать и слышать собеседника и т.д.), ученикам предлагается  интересное задание в формате «игра-пазл». Ученики должны вспомнить английские поговорки (с которыми они встречались в 6 классе) и сложить  их из отдельных слов: «East or West , home is best!», «There is  no  place like home!», «My home  is my castle». Затем преобразовать их, изменив ключевые слова согласно выбранной тематике и получить оригинальные высказывания в стиле пословицы, которые можно использовать в качестве названия будущих проектов, например: «East or West, Sport Club  is best!», «There is  no  place like History Club!», « Art Club   is my Happiness», «Debate Club   is my joy» или « English Theatre is my Dream» и т.д. Тема может быть представлена в разных вариантах, в зависимости от индивидуальных черт и личного опыта обучающихся.

Выполняя данное задание ученики приобретают знания о культуре страны изучаемого языка, на основе рассуждений и доказательств (выбор правильного смысла высказывания в рамах заданного контекста, отдельных лексических единиц) учатся связному построению иноязычного высказывания, его графическому оформлению. Работая в  сотрудничестве, подростки  учатся тактике группового общения.

Чтобы снять, определённы трудности при обсуждении и сделать его посильным для всех учеников группы,  необходимо на слайдах представить смысловые опоры, яркий иллюстративный материал.

Опыт работы в малых группах положительно сказывается на приобретении социально значимых навыков. В коллективе формируется психологически комфортная обстановка, что способствует его укреплению.

С целью формирования у школьников интереса к научному творчеству, обучению способам самостоятельного решения исследовательских задач учитель предлагает ребятам  в качестве домашней работы  продолжить работу в этом направлении: найти английские поговорки и преобразовать их в интересные высказывания, которые в дальнейшем можно использовать в своих проектах. Желательно порекомендовать определенные источники информации: электронные ресурсы и печатные издания, которые можно взять в библиотеке. 

На втором этапе (урок 2 – 3) формируются языковые навыки и речевые умения,  параллельно на каждом уроке проводится поэтапная работа над проектом.  Чтобы помочь обучающимся выбрать правильную стратегию в работе учитель предлагает еще раз вспомнить все составляющие проекта с помощью таблицы,  представленной на слайде.

                  

                                            Составляющие проекта

 

 

Проблема проекта

          

         «Почему…?» (это важно для меня лично    

 

 Актуальность                    проблемы

 (мотивация)

Цель проекта

 «Зачем …?»

(мы  делаем этот   проект)                                

Целеполагание

Задачи проекта

 

      «Что…?» (для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

 

 

 

 

« Как…?»  (мы это можем делать)

 

Выбор способов и методов планирования

 Результат

 

 

«Что получится…?»

 (как решение проблемы)

 Ожидаемый    результат

 

С опорой на данную таблицу обучающиеся  составляют свой собственный план действий.  

Примерный вариант разработанного учениками  плана проекта.

Актуальность. Особое значение  в жизни детей и подростков имеет их деятельность после уроков: участие в кружках и  спортивных секциях,  в конкурсах, диспутах,  школьных вечерах и т.д. Но далеко не все подростки вовлечены в такие виды деятельности. Потому так важна популяризация   культуры досуга среди школьников.

Цель: привлечь внимание к организованной досуговой деятельности  (определенному кружку/секции), вызвать интерес, прорекламировать.

Задачи:

1.  Выявить и описать научно-обоснованные  факты и личные наблюдения пользы клуба/ кружка / секции для интеллектуального и физического развития подростка, его способностей и талантов.

2. Изучить полноту и содержательность представленной на школьном сайте информации о клубе/ кружке / секции.

3. Создать рекламный плакат  /стенгазету /фотоколлаж/ информационный лист   для  школьной выставки « Калейдоскоп  увлечений».

Методы и способы исследования: теоретический (работа с литературой и      интернет ресурсами, сбор материалов по теме), аналитический (анализ научных фактов, наблюдений, личных достижений и опыта, информации на школьном сайте), сопоставительный (сопоставление результатов исследования и личных ожиданий), беседы и консультации с учителями – предметниками, работа с видео и фотоматериалами. 

Результат:   рекламный плакат  /стенгазета / фотоколлаж  учеников      каждой группы для  школьной выставки «Калейдоскоп  увлечений» и описание хода работы с четкой структурой оформления: титульный лист, план, содержание, используемые источники.

Учитель выполняет консультирующую и вспомогательную функции, поддерживает, советует, задает вопросы. Субъектно-субъектное взаимодействие учителя и учеников в процессе обучения  на основе положительного эмоционального фона активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет подросткам показать свои организаторские возможности, скрытые таланты и решать коммуникативные задачи.

Управляя процессом работы с проблемными ситуациями и  выстраивая уроки в формате проблемно-проектного обучения, учитель предлагает ученикам  различные задания исследовательской направленности. Например: обсудите  и опишите наиболее важные факты пользы и важности вашего увлечения, основываясь на личном опыте и научно-обоснованных фактах. Или такое: на сайте нашей школы есть информация о внеурочной деятельности (кружки, секции, клубы). Проанализируйте насколько полно, содержательно и интересно она представлена, отметьте достоинства и недостатки. Разработайте и внесите свои предложения по данному вопросу.

Каждая группа анализирует информацию с сайта, согласно выбранному направлению, отмечает «плюсы» и «минусы», дополняет интересным описанием, аргументами и фактами. Ребята вместе составляют предложения описательного характера о кружке или секции: как и что делают, чему учатся, какие навыки и умения приобретают,  какие способности развивают, какие достижения и награды имеют. Групповая деятельность организуется на разных этапах подготовки проекта. В результате систематической и целенаправленной работы в сотрудничестве удается значительно увеличить время устной и речевой практики каждого ученика, организовать самостоятельную, творческую, коммуникативную деятельность. Появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс обучения, использовать возможности межличностной коммуникации учащихся в процессе их совместной деятельности для совершенствования речевых умений. Мотивы благополучия и престижной мотивации играют особую роль, особенно, при формировании мотивационной сферы слабоуспевающих учащихся.

Тексты из учебника, лексико-грамматические упражнения в рабочей тетради служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений, смысловой основой, позволяющей  высказываться, поводом к общению. Какое бы упражнение ни выполнялось, какой бы текст ни читался, ребята ищут в изученном материале полезное  для их будущего проекта. При работе с учебным материалом  учитель стремится максимально включить в работу  учащимся с разным уровнем языковой подготовки. Иллюстративный материал, языковые и смысловые опоры способствуют более эффективному  его усвоению. Важно, чтобы ученики тренировались в употреблении разговорных клише, т.к. такие коммуникативные связки необходимы при проведении дискуссии. Как видим, на данном этапе  совершенствуются сформированные ранее навыки иноязычного общения и закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учеников.

 Перед защитой проекта ведется промежуточный контроль и назначаются дни консультаций. Кроме того, важно иметь в виду необходимость отслеживания деятельности каждого ученика  на всех этапах работы над проектом. При этом необязательно оценивать деятельность учащихся отметками. Можно использовать разнообразные формы поощрения, включая самое обычное: «Все правильно!», «Молодцы!» или «Надо бы остановиться и подумать», «Что-то пошло не так. Надо обсудить…». Отслеживать работу необходимо, чтобы вовремя прийти на помощь, если она потребуется, но помощь со стороны учителя видится не  как готовое решение, а как совет или  рекомендация.  

Другими словами, внешняя оценка проекта (как промежуточная, так и итоговая) необходима, но она принимает различные формы в зависимости от множества факторов. Учитель проводит постоянный мониторинг совместной деятельности, но ненавязчиво, а тактично, приходя на помощь ребятам в случае необходимости.

Третий этап (защита и обсуждение проектов – урок 4). В сопровождении мультимедийной  презентации каждая группа защищает перед классом свой проект по ранее обсужденному плану. Предварительно учитель просматривает  готовые проекты, чтобы на их основе организовать обсуждение. Учитывая специфику предмета английский язык лучше заранее подготовить возможные вопросы по теме проекта, определить правила ведения дискуссии, организационные моменты, этические нормы, обязательность использования речевых клише, аргументированность высказываний. Чтобы вызвать интерес к «продукту»  своего проекта, каждая группа  должна постараться  ярко преподнести весь собранный материал, данные об участии в спортивных соревнованиях, конкурсах, викторинах и олимпиадах, демонстрирует похвальные грамоты, награды, фотографии. Во время обсуждения и защиты проектов анализируются высказывания, качество усвоения лексики, грамматических структур.  На заключительный этап в роли  экспертов могут быть приглашены коллеги – учителя английского языка. Лучшие проекты  могут быть рекомендованы для защиты на школьном уровне.

Организация школьной выставки «Калейдоскоп  увлечений», где будут представлены красочные  «продукты»  проектной деятельности ребят, призвана стимулировать  их познавательную активность, повысить самооценку и  мотивацию к предмету.

Реализация  данного проекта предусматривает, что его результаты частично или полно  могут быть предъявлены на  школьном конкурсах  «Ученик года», «Лучший класс», на выставках в рамках «Недели английского языка».  Важность  проекта (как варианта) «Досуг моей мечты» предполагает необходимость его  представления администрации школы,  учителям и ученикам   в рамках  школьного НОУ (научно-практических конференций,  круглых столов, семинаров, диспутов).

Как видим, выполнение творческих учебно-исследовательских проектов ориентировано  на реальный, практический результат, значимый для школьников, несет в себе глубокий общедидактический и  воспитательный характер, стимулирует процесс мышления,  познавательную деятельность, способствует развитию целеустремленности и трудолюбия, формированию научного мировоззрения, самостоятельности и дарит радость познания.                                 

                                                                            Литература

  1. Алексеева Л.Н., Копылова Г.Г., Марача В.Г. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 4.- С. 25-28
  2. Ковалевская Е.В. Учитель и ученик в реализации проблемного и проектного подходов в проблемном обучении//Материалы Х Московской международной конференции «Образование в ХХI веке – глазами детей и взрослых» М:2011 – С. 9
  3.  Карпов А.С. Развитие умений педагогического общения будущих учителей иностранного языка в процессе само и взаимообучения. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М.,1984.- с.1114.
  4. Мазяркина Т.В., Первак С.В. Исследовательская деятельность школьников // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – С. 121-123
Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину