Карюгина Марина Леонидовна, Зам. директора по НМР, учитель географии, ГКУ "Общая средняя школа им. М. Горького", Южно - Казахстанская область. г. Шардара, Республика Казахстан
Учебное пособие "Медицинская география" Карюгина М.Л.
Предисловие
Данное учебное пособие рассматривает вопросы отношения географии к проблемам здоровья человека, зависимости его состояния от качества окружающей среды, а также знакомит учащихся с медико-географическими исследованиями.
Здоровье человека во многом зависит от естественных природных факторов, от уровня развития общества, научно-технических достижений, условий жизни и труда, состояния окружающей среды. Все эти факторы тесно взаимосвязаны между собой и в совокупности либо способствуют укреплению здоровья, либо вызывают определённые болезни.
Медицинская география изучает природные условия с тем, чтобы выявить закономерные влияния комплекса этих условий на здоровье людей. При этом непременно учитываются социально-экономические факторы.
Становление медицинской географии как науки охватывает тысячелетия; оно зависело от развития многих других наук, прежде всего от географии и медицины, а также от физики, химии, биологии и др. Каждое новое открытие, достижение в этих областях знаний способствовало развитию медицинской географии. Ученые многих стран мира внесли свой вклад в определение целей и задач медицинской географии, ее содержания. Однако многие вопросы этой науки остались спорными и требуют своего дальнейшего изучения.
Медицинская география является интегрированной наукой и содержание ее включает медицинские, биологические, географические, исторические, химические, физические, социально-экономические и другие знания, это потребует от вас восстановления в памяти ранее изученного материала по многим предметам.
Первые представления о влиянии природных и социально-экономических факторов на здоровье людей начали формироваться ещё в далёкой древности. С развитием человеческого общества возникают новые болезни и необходимость оказания соответствующей врачебной помощи. В настоящее время два понятия «география» и «медицина» поставлены рядом.
Структура учебника определена логикой развития этой отрасли науки. Из первого раздела «Введение» вы узнаете, как шло формирование двух наук: географии и медицины, как в результате их взаимодействия возникла медицинская география, кто из ученых способствовал ее развитию, какие методы исследования использует современная медицинская география, вы познакомитесь с предметом изучения курса «Медицинская география», с науками, без связи с которыми она не смогла бы существовать и развиваться; вспомнить понятие терминов «среда обитания» и «окружающая среда», а также познакомитесь с группами экологических факторов среды обитания.
Второй раздел пособия называется «Этапы развития медико-географических представлений в древних цивилизациях». В нем содержится исторический материал о возникновении и развитии медико-географических представлений в разные периоды времени: в Древней Греции, в Древнем Риме, в Древней Месопатамии, в Древнем Египте, в Древнем Китае, в Древнем Непале, в Древней Индии, а также в средние века в арабских странах, в эпоху Возрождения, в начальный период Новой истории и в XIX-XX вв.
В третьем разделе «Формирование медико-географических представлений» описываются природные и социально – экономические факторы, механизм акклиматизации. Познакомитесь с новыми терминами такими, как «здоровье», «нозоареал», «болезни локальные и эндемичные», «геохимические факторы», «биогеохимические провинции», «биогенная миграция атомов», «адаптация». Проанализируете статистические показатели здоровья, а также узнаете, какое влияние оказывают элементы климата на организм человека.
Четвертый раздел учебного пособия называется «Факторы окружающей среды и здоровье человека». В нем содержится материал о взаимодействии города и человека. Основных источниках экологических загрязнений, в том числе и источниках загрязнения в жилых и офисных помещениях. Особое внимание уделяется взаимоотношениям человека с водой и почвой, а также влияние погоды, ландшафта и особенностей питания на здоровье человека.
В пятом разделе «Болезни, вызываемые природными факторами» вы узнаете о природных очагах и природной очаговости болезней, а также познакомитесь с видами тропических болезней и болезнями, вызываемые ядовитыми животными, с мерами их профилактики.
В обобщающей части учебного пособия «Ресурсы здоровья» рассматриваются вопросы географии отдыха и туризма, лечебных ресурсах, рассматриваются вопросы фото-, фито – и аромотерапии, а также раздел знакомит с видами отдыха. Дается оценка рекреационного потенциала Казахстана по степени благоприятности для отдыха и туризма и рекреационные возможности Южно-Казахстанской области.
Работая с учебником, обратите внимание на новые понятия, термины и названия; в конце каждого параграфа. Как вы усвоили содержание параграфов, что вам необходимо повторить, вы сможете определить, отвечая на вопросы и выполняя задания в конце параграфа, выделенные в рубрике «Проверьте себя».
Мы ещё слишком мало знаем природу, чтобы иметь дерзость что-либо отрицать или утверждать. Каждую минуту новое открытие может поколебать наше суждение. Мы должны только искать и искать ответы у природы на вопросы, поставленные нашим умом. И в этих исканиях заключается величайшая радость и счастье, какими только может владеть человек на Земле».
Что может быть прекраснее здоровья? Оно открывает перед человеком неограниченные возможности в труде и отдыхе, в семье и на работе, в общественной жизни. Не случайно говорят, что девять десятых нашего счастья зависят именно от здоровья. Однако суть его определяется по-разному: Давайте, определим, что такое здоровье? «Здоровье, - утверждал академик Н.И.Павлов, -это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его надо беречь…»; «Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье», говорил Гейне Генрих; «Деньги – медь, одежда – тлен, а здоровье всего дороже», «Где здоровье, там и красота, гласят русские народные пословицы. По уставу Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
Существует огромное количество наук, занимающихся изучением здоровья. Издавна замечено, что определенные болезни человека встречаются в определенных частях земного шара, возникают после контакта с определенными видами растений и животных, обитающих в конкретных природных условиях. Знания, накопленные в этой области, позволили выделить самостоятельную отрасль медицины – географическую патологию, а позднее - медицинскую географию.
Специалисты в час досуга любят поспорить на такую тему. Конечно, медицина, говорят одни, т.к. цель исследования — медицинская, часть методов — тоже медицинские. Но больше доводов в пользу того, что медицинская география все-таки — география. Но — особая география. Предмет ее изучения — природа отдельных районов. Основные методы — тоже географические. Это — прикладная география, но заниматься ею может только специалист, имеющий медицинское образование. Вот какой причудливый агломерат создал XX век!