Картавцева Светлана Аркадьевна, учитель начальных классов высшей категории, стаж работы 30 лет. ГУ "Алексеевская средняя общеобразовательная школа, село Алексеевка, Щербактинский район, Павлодарская область, Казахстан.
Урок литературного чтения - 4 класс
Урок литературного чтения "И.А. Крылов. Басни"
Тема: И.А. Крылов. Басни.
Цели: Создать условия:
- для знакомства с жизнью и творчеством И.А. Крылова;
- для совершенствования навыка правильного и выразительного чтения;
- для развития эмоциональной, эстетической, интеллектуальной сферы чувств.
Ход урока.
I. Мотивационный этап.
- Психологический настрой:
Прозвенел и смолк звонок
Начинаем наш урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минутки не теряйте.
- Речевая разминка:
а) чистоговорка: Ша – ша – ша – мама моет малыша.
Шу – шу – шу – я письмо пишу.
Аш – аш – аш – у Вовы карандаш.
Работа над чистоговоркой: 1. Чтение вместе с учителем.
2. Чтение хором.
3. Чтение в паре.
б) скороговорка: Идёт с козой косой козёл.
Работа над скороговоркой: 1. Индивидуальное чтение.
2. Чтение хором.
3. Произношение с ускорением.
3. Выход на тему урока:
- Возьмите маршрутный лист. Переставьте в слове слоги и вы узнаете тему урока.
- Какая тема урока?
- Какие цели поставим перед собой?
- Что должны узнать на уроке?
(Кто какой И.А. Крылов? Когда жил? Какие произведения написал? Как называются такие произведения?)
4. Знакомство с этапами работы.
- Вы пройдёте по 3 центрам:
- «Литература – 1», где вы познакомитесь с биографией этого писателя.
- «Литература – 2», где вы познакомитесь с понятием басня и с баснями этого автора, будете тренироваться в выразительном чтении.
- «Русский язык - словарь» - здесь вы найдёте объяснения словам, встречающимся в басне.
II. Операционный этап.
1. Центр «Литература – 1»:
- Прочитать биографию И.А. Крылова.
- Рассказать в группе, что запомнили.
- Задать вопросы друг другу по прочитанному.
2. Центр «Литература – 2»:
- Познакомиться с баснями «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей».
- Какие картины представили?
- Определить мораль каждой басни.
- Понравившуюся басню подготовься выразительно читать и прочитать её своему соседу.
3. Центр «Русский язык - словарь»:
- Прочитать в учебнике понятие БАСНЯ.
- В толковом словаре найти объяснения словам, которые встречаются в баснях И.А. Крылова, записать их в тетрадь по литературе (2 – 3 слова).
- Составить с этими словами предложения.
III. Рефлексия.
- Что узнали об И.А. Крылове?
- Что ещё хотели бы узнать о нём?
- Как называются произведения И.А. Крылова?
- Какие произведения прочитали?
- Какие картины вы бы к ним нарисовали?
IV. Домашнее задание.
Выразительное чтение басен стр. 122 – 124, выучить одну басню (по выбору) и понятие басня.
Маршрутный лист
Фамилия:_______________________________
1. Переставь в слове слоги, узнай тему урока.
ЛОВКРЫ - _______________
2. Запиши, что ты знаешь по этой теме.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Центр «Литература – 1»:
- Прочитай биографию И.А. Крылова.
- Перескажи соседу, о чём прочитал.
- Составь вопросы по прочитанному, запиши их.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Центр «Литература – 2»:
- Прочитай произведения И.А. Крылова – стр. 50 - 52.
- Определи мораль каждой басни.
- Понравившееся произведение подготовься читать выразительно. Прочти его соседу.
- Расскажи соседу, какие картины представил во время чтения.
- Оцените друг друга.
Центр «Русский язык - словарь»:
- В учебнике (стр. 50) прочитай понятие БАСНЯ.
- Объясни соседу это понятие.
- В толковом словаре найди и выпиши объяснения следующих слов:
Лад - ____________________
Поклажа - ________________________
Воз - _____________________________
Помертвело - ______________________
Нужда - ___________________________
Удручена - _________________________
Вешние - ___________________________
Мурава - ___________________________
- Объясни соседу эти слова.
- Составь и запиши с этими словами предложения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________